Посмотрите в окно. Что вы видите? И в какое окно вы смотрите? В то, что над подоконником, или в то, что внутри вашего монитора?
Как далеко от вас находится предмет, на который падает ваш взор? Метр, два, десять метров? Или расстояние между вашими глазами и предметом можно рассчитывать целыми километрами?
«Что за чушь! – сказали бы вы, разговаривая со мной, например, сто лет назад. – У меня нет ни бинокля, ни подзорной трубы, чтобы рассматривать предметы на столь огромном расстоянии». Объективная истина! Но не в наше время.
Могли бы вы всего год назад представить, что обучение на расстоянии станет неотъемлемой частью нашей повседневности? Вряд ли! Можете ли вы теперь представить современное образование без элементов дистанционного обучения? Еще большее «вряд ли»! Вот ведь парадокс.
Как все молниеносно произошло… И как внезапно метаморфозы накинулись на наше, казалось бы, стабильное и устойчивое мировосприятие. К чему это, к лучшему ли? Пожалуй, что к лучшему.
Посмотрите в окно. В то же окно, что и в начале нашего разговора. А теперь представьте, что в то же окно в ту же секунду тот же вид может наблюдать любой человек, которому этот вид может показаться хотя бы немного интересным и полезным. Каждое окно открывает человеку определенный фрагмент информации. Следовательно, чем больше окон, тем больше информации. Значит, если добавить в эту формулу еще и совершенную повсеместность окон, их легкодоступность и общедоступность, мы получим мир с человеком, перед взором которого будет открыта свобода информационного выбора. Свобода познания. Разнообразность познания!
Дистанционное обучение позволило современной цивилизации поместить учителей в окна, а сами окна смогли поместиться в каждой квартире.
Конечно же, сейчас мы лишь на пути к идеалу. Оно и простительно, мы ведь только начали. Но мы начали! И это уже похвально. Представьте, что вы, просыпаясь в своей квартире и открывая утром шторы, можете сами выбрать, что за этими шторами сейчас окажется: привычная улица, альпийские горы или Каспийское море. Так вот оно!
Обучение на расстоянии буквально уничтожает понятие о расстоянии. Дистант сулит эпоху демократии в сфере познания и просвещения.
От многих сейчас можно услышать мнение, что дистанционное обучение никогда не заменит живого учителя. Идея о незаменимости живых учителей, безусловно, верна и неоспорима! Но все же в самой формулировке практически процитированного выше мнения первоначально кроется заблуждение. И это заблуждение обнаруживается непосредственно в противопоставлении дистанционного образования живому педагогу. На самом деле это вовсе не взаимоисключающие понятия, а дополняющие друг друга. Ведь речь идет не о замене учителей на безжизненные роботизированные тела. Во время дистанционного обучения ученик открывает на своем мониторе окно, через которое ведет взаимодействие с живым учителем.
Есть одна статья называется «О Блоке». Кто ее истинный автор, доподлинно неизвестно, но принято считать, что она принадлежит перу русского философа Павла Александровича Флоренского. Позвольте процитировать небольшой фрагмент из этой статьи, который, на мой взгляд, может послужить хорошим аргументом в защиту вышеописанной позиции: «…окно есть окно – только если за ним свет. Тогда оно – сам свет, а вне отношения к свету <…> оно мертво и не есть окно». Так что же, если за окнами наших учеников будут находиться живые учителя, неужели такое обучение не вправе будет называться живым?
Вероятно, стоит признать, что весной 2020 года мы ощутили не кризис обучения дистанционного, но кризис привычного нам традиционного обучения. Быть может, осознав это, мы перестанем так агрессивно набрасываться на новое и непривычное? В самом деле! Если во время дистанционного обучения с учеником взаимодействует настоящий и живой учитель, то и само обучение можно считать буквально живым.
Посмотрите в окно.
Вновь и вновь смотрите в окна!
Представьте, что однажды, заглянув туда в который раз, вы увидите бесконечность.
Так ведь вот же она!
Почти!
Почти!
Александр САВИН, учитель русского языка и литературы школы №1247 имени Юргиса Балтрушайтиса, победитель конкурса «Педагогический старт»-2020
Комментарии