Началась последняя четверть года. Пора задуматься о планах на грядущее лето. Наш муромский корреспондент Елена Лодыгина предлагает ознакомиться с опытом Нижегородской области. В 2001 году для летнего отдыха (или летних занятий) детей и подростков города Мурома и других населенных пунктов области был организован оздоровительный лагерь.
Летом 2001 г. в совершенно обычном детском летнем оздоровительном лагере на озере Свято у города Навашино происходили не совсем обычные для подобных мест события.
Триста юных обитателей из городов и сел Нижегородской области, а также города Мурома, почти целый месяц кроме своих непосредственных летних обязанностей проводили серьезную научно-исследовательскую работу. Проект осуществлялся в рамках программы детского движения по сохранению культурного наследия “Под защитой детства” Приволжского федерального округа.
Под руководством научного состава из Муромского историко-художественного музея и специалистов из Сарова и Владимира ребята занимались археологией, этнографией, лепили из глины, изучали методы реконструкции старинного вооружения, пробовали себя на театральных подмостках, прокладывали экологические маршруты, создавали свой музей.
Нелегко, конечно, было под жарким солнцем предаваться так надоевшему за год занятию – учебе. Но ребята старались, потому что предметы изучения были далеки от школьных и сопровождались бурной практической деятельностью.
Например, работа лопатой. Больших почитателей сего предмета археологическая дисциплина уводила далеко от лагеря – в леса и луга, туда, где когда-то обитали древние люди. Группа археологов отличалась солидной экипировкой. Компас, карта местности, хитрый прибор “нивелир” в комплекте с большущей линейкой, рулетка, ножи и кисти всегда сопровождали их в археологических разведках. Все эти инструменты сразу же применялись при обнаружении древнего поселения.
У этнографов места обследования были более обитаемые. В сопровождении своих руководителей ребята ездили по окрестным деревням и в специальные блокноты – полевые дневники – записывали рассказы о “бывалошной” жизни, местные предания, песни. Учились правилам общения с населением – не всякая бабушка сразу начнет тебе старинные секреты выдавать. Зато когда разговоришь! В одном селе хозяйка даже свои сундуки заповедные открыла. Представьте, на дворе жара под 30, а она тулупы да валенки примеряет. Собранные вещи потом использовались для создания детского “Музея своими руками”.
Юные этнографы говорили: “Мы и не задумывались о том, что каждая деревня хранит в себе столько интересного: свою историю, легенды, обычаи, фольклор”.
Пополнялась музейная коллекция и современными экспонатами – керамической продукцией, выпускаемой непосредственно на месте, в лагере. Представив себя первобытными людьми, ребята на занятиях заново “изобретали” керамическую посуду, используя глину разных сортов. Сами ее замешивали и очищали от лишних примесей. “Вспоминали” древнюю технику лепки, открывали забытый смысл орнаментов, писали орнаментами друг другу письма и даже создавали целые картины.
Временами на берегу озера встречались рыцари, облаченные, как и положено, в боевые доспехи – кольчуги, панцири, со щитами и мечами в руках. В этой роли выступали, нетрудно догадаться, оружейных дел мастера. Запасясь терпением и чертежами, соблюдая правила техники безопасности, мальчишки самозабвенно предавались изготовлению старинного оружия. Даже пробовали построить катапульту. К сожалению, прожила она не долго – до первого испытания.
Прекрасные дамы шили для своих доблестных кавалеров рубахи и поддоспешники, естественно, по старинным образцам.
Если результаты деятельности всех мастер-классов так или иначе проявлялись в виде каких-либо осязательных предметов, работа экологического направления, как в песне, была “на первый взгляд как будто не видна”. Но только на первый. Экологи не только собирали по округе мусор в ходе акции “Мусорная опасность” (кстати, вместе с жителями турбазы), но и оценивали экологическое состояние озера методом биоиндикации, занимались научным изучением биологического разнообразия видов растений и животных, населяющих водоем и его берега, выезжали в экспедиции далеко за пределы лагеря. Например, считали лягушек в Дюкинских карьерах под городком Судогда.
Деятельность мастерских освещалась в информационном листке “Хроника дня”:
“Оружейная мастерская.
На футбольном поле проводились тренировочные бои.
Каждый из ребят был “убит” по крайней мере, пять раз. В целом все прошло успешно: ушибы, ссадины, синяки – переломов нет”.
“Послушная глина.
Мелюзга продолжает поражать своей гениальностью.
Оказывается, рисовать умеет каждый. А театралы втихую воруют белую глину.
Таз с ней пришлось убирать в сейф.
13 июля – посвящение в керамисты. Готовьте баню!”
Сообщения местных корреспондентов собирались в информационно-издательском центре – классе “Компьютерный мир”. Здесь силами ребят, которые с подобной техникой водили давнее знакомство, набирались тексты, фотографии к бюллетеням и буклетам каждого направления, создавались серии творческих работ средствами компьютерной графики. Ребятам же, которые не были настолько близки к “компьютерным технологиям”, знакомство с ПК приходилось начинать с кнопки “Пуск”.
В конце смены участники всех отрядов прошли обряд посвящения в археологи, этнографы и экологи.
Конечно, кроме занятий, были и посиделки у костра, и разные спортивные соревнования, и театрализованные представления.
Елена ЛОДЫГИНА
Муром
Комментарии