ИП и ИД – искусственная подруга и искусственный друг – андроиды, созданные для тинейджеров, чтобы избавить их от одиночества на время переходного возраста. ИП по имени Клара выставлена на продажу в специализированном магазине. Подобно сироте в детском доме, она с волнением ждет, когда какой-нибудь посетитель оценит ее по достоинству и заберет к себе домой… Сегодня, когда дети все чаще предпочитают общаться с Siri и с Google Assistant, чем со сверстниками, описанная Кадзуо Исигуро реальность вовсе не кажется фантастической или далекой. Напротив, возникает стойкое ощущение, что писатель изображает в буквальном смысле наш завтрашний день.
Реалии ближайшего будущего проступают в романе постепенно. Сначала мы видим, можно сказать, праздничную сторону – результаты технического прогресса и очевидное продвижение в области развития искусственного интеллекта. Но по мере знакомства Клары с окружающим миром начинает все отчетливее обозначаться главная характерная черта нового общества – жесточайшая конкуренция. Ее первый уровень – конкуренция между андроидами: появление роботов нового поколения практически уничтожает спрос на их предшественников. Здесь происходит то же самое, что и с современными гаджетами. На другом уровне продолжается состязание между людьми, но самое главное – возникает соревнование между интеллектом естественным и искусственным. Итогом становится ощутимая дегуманизация общества: чтобы сохранить конкурентоспособность среди своих сверстников, а также и роботов, детям необходимо пройти опасную для здоровья процедуру так называемого форсирования, то есть некоего генетического редактирования. Инициация превращается в хирургическое вмешательство, напоминающее перепрограммирование или переформатирование. Иными словами, практики, принятые, если так можно выразиться, в отношениях между разработчиками и роботами, широко распространяются на отношения между людьми. Борьба за место под солнцем доходит до той стадии, когда ради потенциального успеха, не гарантированного, но лишь возможного, человек должен поставить на кон свое здоровье и саму жизнь, причем сделать это необходимо уже в раннем возрасте – на пороге детства и взрослой жизни. Перед страшным выбором оказываются родители: либо отказаться от форсирования своего ребенка и тем самым обречь его на жалкое существование в положении бесперспективного аутсайдера, либо попробовать добыть для него билет в вагон первого класса, рискнув его жизнью. Какой бы выбор родители ни сделали, каким бы ни был результат, они обречены на глубокое чувство вины перед ребенком. Из-за вынужденного участия в игре с максимально высокими ставками и взрослые, и дети испытывают изматывающий перманентный стресс.
Современная Клара имеет много общего с классическим князем Мышкиным: то же прибытие из ниоткуда, то же постепенное узнавание людей, та же роль спасителя. Клара становится искусственной подругой девочки-подростка Джози, которая живет вместе с мамой. У Джози есть друг – соседский мальчик Рик, которого тоже воспитывает мать-одиночка. Шаг за шагом, слово за словом складывается и проясняется общая картина: Джози безнадежно больна вследствие неудачного форсирования, а Рик, напротив, из-за отказа от того же форсирования лишен карьерных и прочих жизненных перспектив. Помимо этого взрослые женщины в романе находятся в сложных и конфликтных отношениях со своими бывшими спутниками, а ситуация в семье Джози усугублена трагедией, случившейся со старшей сестрой девочки. Обе матери живут в состоянии, близком к внутренней истерике, толкающей их, можно сказать, на отчаянные поступки. Клара оказывается внутри спутанного клубка взаимоотношений, которые определяются сделанными когда-то опрометчивыми шагами, травмами, неотступным чувством вины и парализующим страхом потери близкого. Для людей все это непосильный груз. И здесь становится ясно, зачем им вообще понадобились андроиды. Вовсе не для утилитарных целей – выполнения механических действий, замены людей на производстве или, скажем, на войне. Задача робота – исправлять фатальные ошибки и избавлять от фобий, создавая иллюзию бессмертия или жизни после смерти. Клара, как выясняется, нужна не столько умирающей Джози, сколько ее матери, а также матери несчастного Рика. Сходные функции в фантастике часто выполняют и клоны. Достаточно вспомнить блокбастер с участием Арнольда Шварценеггера «Шестой день» или более ранний роман самого Исигуро «Не отпускай меня».
С точки зрения подростковой инициации андроид – идеальный сопровождающий или волшебный помощник. По крайней мере, таким он кажется. Его легко запрограммировать на подвиг и самопожертвование без запроса на благодарность и взаимность. После того как он справится со своей основной функцией, его можно без угрызений совести просто убрать в чулан или выбросить на помойку. Таков утвержденный сценарий. Но заключительный фрагмент романа говорит о том, что этот план не учитывает одного обстоятельства: конструируя похожих на себя андроидов с целью передачи им части своей ответственности, боли и забот, мы парадоксальным образом не сужаем, а расширяем зону собственной ответственности, боли и забот. Мы в ответе не только за тех, кого приручили, но и за тех, кого создали.
Клара по-человечески противоречива. Она как компьютер способна считывать и аккумулировать гигантский объем информации и безошибочно следовать инструкциям. Но она познает мир в процессе изучения и накопления опыта, поэтому она похожа на трогательного новорожденного младенца. Ее выводы иногда наивны, прямолинейны и просты до гениальности, что превращает ее из продвинутой модели компьютерного робота в чудотворца.
Несмотря на то что роман касается многих сложных этических проблем, которые принято относить к миру взрослых, его главный адресат – подростки. Границы человечности и эмпатии, поиск опоры в себе и в других, преодоление поражений и провалов, обнаружение точек уязвимости, растущее давление социума – острые темы именно подростковой литературы, развернутые здесь во всех ракурсах – от традиционных до самых неожиданных.
Кадзуо Исигуро. Клара и Солнце. – М. : Inspiria, 2021, перевод Леонида Мотылева.
Комментарии