search
main
0

Океанская вахта в XXI веке

Каким станет наш Военно-Морской Флот к середине нового века, однозначно, пожалуй, сегодня не скажет никто. И дело даже не в военных секретах, а в технологиях кораблестроения, которые весь прошлый век, увы, отставали от науки. Но определенные тенденции позволяют представить общие контуры будущей морской вахты.

В судьбе страны

Судьба России неотделима от флота. Начав строить флот, Петр I построил сильную державу. Потеряв флот в Крымской войне 1853 – 1856 гг., Россия потеряла не только авторитет в мире, но и свои территории. В прошлом веке следом за возвышением нашего государства вокруг и внутри него начинались разрушительные процессы, которые оборачивались тяжелейшими последствиями для флота. После октября 1917 г. от одного из сильнейших в мире флотов в строю осталось лишь несколько боевых кораблей. В начале 1980-х гг. советский ВМФ вновь стал одним из сильнейших в мире, насчитывал более тысячи подлодок, надводных кораблей и катеров. В плавучем тылу было более 600 кораблей и судов спецназначения. В результате перестройки и десятилетия реформ государство ослабло, а вместе с нею – и флот, сократившись более чем на треть.

Соотношение военно-морских сил иностранных государств и России резко изменилось не в нашу пользу и, по словам главнокомандующего ВМФ адмирала флота Владимира Куроедова, продолжает ухудшаться. К 2010 г. оно может стать 1:10.

Ныне в России на стапелях заводов Агентства по судостроению в различной стадии постройки – 38 кораблей. Но для завершения их строительства нужны средства, во много раз превышающие сумму ассигнований гособоронзаказа. Поэтому лишь несколько дождутся, когда их форштевни вспенят морскую волну.

Главком ВМФ адмирал флота Куроедов считает, что лучше временно уйти в ближнюю морскую зону и сохранить флот, чем разрушить его под тяжестью неподъемных задач. Как он заявил в Санкт-Петербурге на сборе руководящего состава ВМФ, именно на перераспределение большинства задач ВМФ в ближнюю морскую зону нацелен план строительства и развития флота. В целом, по его словам, этот план просматривается уже до 2040 – 2050 гг.

Наука опережает,

производство отстает

Российская кораблестроительная наука в прошлом веке значительно опережала западную. Еще четверть века назад в Государственном научном центре – Центральном научно-исследовательском институте (ЦНИИ) им. академика А.Н. Крылова создан прототип корабля будущего. Его модель хранится и ныне. С нее ученые института начинали развивать идею строительства корабля-невидимки. Они первыми в мире показали, что за счет архитектурных решений и специальных покрытий можно радикально снизить радиолокационную заметность надводных кораблей. В то время эти идеи на Западе еще только витали в воздухе, а в России их уже пытались реализовать.

Если сравнить современные американские корабли 90-х гг. типа эсминца «Фрюйленд» и ракетного крейсера «Тикондерога», то по этим характеристикам они уступают нашим кораблям. Но в тех из них, которые проектировали в 70-е гг., а строили в 80-е, технология архитектурной защиты использована только на 60%. Речь идет о большом противолодочном корабле (БПК) «Адмирал Чебаненко» и тяжелом атомном ракетном крейсере (ТАРКР) «Петр Великий».

Запад с начала 90-х гг. начал широко внедрять стелс-технологии в военное кораблестроение. Первыми были американские конструкторы. Они, создав самолеты-невидимки, взялись за корабли. Эсминец «Орли Бёрк» («Arleigh Burke») – первый этап внедрения средств архитектурной защиты. Все артустановки на палубе, на мачтах – антенны. Следом Франция построила фрегат «Лафайет» («La Fayette»). Это следующий шаг: все артустановки и торпедные аппараты, катера и шлюпки спрятаны под палубой. Снаружи только антенны. Третий шаг в 2000 г. сделали шведы, построив корвет «Весби» («Visby»). В дополнение ко всему он еще и сделан из компаундов – материалов на основе углепластиков. В отличие от металла компаунды не отражают, а преимущественно поглощают радиоволны. Артустановка «Весби» – трехгранная пирамидка, ствол убран и поднимается только во время стрельбы. На палубе не видно ни одной пусковой установки. Не определить даже, где ангар для вертолета.

Таким образом, от архитектурной защиты (шейпинга – придания малоотражающих форм) Запад перешел к технологии так называемых абсорберов (поглотителей). Такой корабль максимально приближен к малозаметной платформе, которая по отражающим формам должна быть похожа на обычный прогулочный катер.

Шведская компания Kockums AB создала корабль, способный пройти незамеченным мимо любых систем слежения. Его электрические и магнитные поля экранированы, а специальное покрытие позволяет оставаться невидимым для радаров. Все вооружение и приборы размещены в нишах, закрыты люками. Трубы газовой турбины расположены практически на ватерлинии.

57-мм многоцелевое орудие скрыто под специальным куполом. Корпус из углеродной волоконной пластмассы. Этот высокотехнологичный материал уменьшил вес корабля вдвое по сравнению с аналогами. Даже в спокойную погоду 73-метровый 600-тонный корабль неразличим с расстояния 21 км. Комбинированные дизельно-газовые турбины двух очень тихих двигателей позволяют развить скорость до 35 узлов (65км/ч) и незаметно подкрадываться к цели.

В 80-е гг. наша страна тоже строила тральщики из радиопоглощающих материалов на базе стеклопластиков. Но новейший российский тральщик «Валентин Пикуль» сделан из традиционного материала. Мы оказались не готовы к использованию стеклопластиков. Объяснение: с экологической точки зрения они неблагоприятны для здоровья экипажа, так как выделяют эпоксидные и полиэфирные смолы, которые достаточно токсичны.

Догоним ли Запад?

США заложили в бюджет

2003 г. 8,6 млрд. долларов на строительство пяти кораблей для военно-морских сил, в том числе трех эсминцев типа «Орли Бёрк». Но они – если еще не вчерашний день, то уже сегодняшний. А конгресс США смотрит в будущее. Он одобрил программу создания 32 кораблей-невидимок («стелсов») DD21 классификации «land-attack destroyer» (в буквальном переводе – «атакующий берег»). Ни один флот мира пока не обладает подобным классом кораблей-штурмовиков. Закладка головного корабля планируется на 2004 г., сдача его флоту – в 2010-м. Вся программа оценивается в 25 млрд. долларов.

Каждый штурмовик DD21 водоизмещением 13 тысяч тонн будет нести 256 улучшенных крылатых ракет «Томагавк», каждая из которых обойдется налогоплательщикам в 1 млн. долларов. Радиус действия ракеты – 2250 км. Корабль будет вооружен двумя 155-мм орудиями. Их активно-реактивные снаряды, наводимые через спутник, достигнут цели с высокой точностью на дистанции 180-200 км. Каждый залп обойдется в 25 тысяч долларов.

Догоним ли мы Запад?

– Когда мы достигнем с пластиками того же, чего достигли шведы – сказать трудно. А с шейпингом наш «Скорпион», который проектируется в конструкторском бюро «Алмаз», уже приближается к западным конструкциям. Он весь на новых технологиях, хотя без использования абсорберов, – рассказал мне в ЦНИИ им. Крылова начальник сектора радиолокационной защиты Александр Андреев.

В ЦНИИ продолжают научный поиск. Но от него до нового корабля – огромная дистанция. В России научные идеи опережают технологические возможности производства. На Западе эта проблема также есть, но не в таком колоссальном масштабе. Уже сегодня американские, французские и японские боевые корабли имеют нетрадиционную архитектуру. Оружие, антенны, вспомогательные механизмы – все спрятано внутри корпуса, а сам он – обтекаемой формы, которая минимизирует отражение сигнала. Дальше всех продвинулась Япония, создав боевой корабль эллипсоидной формы, не имеющий аналогов в мире.

Но быть может, через 15-20 лет наш ВМФ получит принципиально новый корабль-невидимку, защищенный от обнаружения.

– Научный потенциал и многолетний опыт разработок в области защиты кораблей позволяют предлагать новые технические решения. Может быть, по технологической базе, приборному парку мы в каких-то вопросах и отстаем – это было всегда, но зато Россия всегда славилась своими оригинальными техническими решениями, нестандартными подходами к проектированию тех или иных систем, – отметил в беседе со мной заместитель начальника отделения корабельной электродинамики по научной работе ЦНИИ им. Крылова доктор технических наук профессор Александр Вишневский.

Не зря гласит народная мудрость: голь на выдумку хитра. Российские ученые по-прежнему часто предлагают более простые, дешевые и при этом еще и более эффективные решения, чем результаты «лобового» штурма проблем на Западе. Эта способность часто выручала нас и, быть может, спасет от отставания в будущем.

Боевые

корабли-роботы

Для корабля будущего оружейники Екатеринбургского ОКБ «Новатор» создали новый ракетный комплекс «Клаб-Н». Парадокс в том, что в иностранных флотах его начали применять раньше, чем в российском. Экспортный вариант комплекса состоит из восьми самонаводящихся фугасно-проникающих ракет 3М-54ТЭ для поражения надводных целей на расстоянии от 10 до 220 км. Модульный подпалубный ракетный контейнер делает Балтийский завод. Масса боевой части ракеты 220 кг, максимальная скорость полета – до 700 м/сек. Новинка санкт-петербургского НПО «Меридиан» – боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Требование-М» собирает и обрабатывает информацию одновременно от 250 источников, а также выдает целеуказания. БИУС самостоятельно формирует задачи для всех общекорабельных комплексов вооружения, исходя из опасности, определяет количество пусков и выстрелов, отображает информацию о состоянии боевых средств корабля и передает информацию системам защиты.

Современные тенденции развития вооружений сохранятся на протяжении не одного десятилетия. С помощью компьютерных технологий боевые системы смогут сами искать, находить и поражать цели. Оружие станет высокоточным, избирательным и защищенным от помех.

Для корабля будущего разработаны различные способы защиты, затрудняющие его обнаружение на фоне моря. Ведь современным ракетам надо четко выделить силуэт корабля, а если не удается, вероятность поражения существенно снижается. К этому стремятся ученые в создании защиты наших кораблей. Например, есть ловушка, которую в инфракрасном диапазоне бортовой компьютер самонаведения ракеты ошибочно принимает за силуэт корабля. Это лишь одно из ноу-хау российских ученых. А таких разработок не один десяток. Хочется верить, что все они будут воплощены в кораблях, которые начнут поступать на флот после 2020 г.

Наука еще не сказала последнего слова о будущем российского флота. В лабораториях уже продемонстрированы материалы, способные в новом, ранее неизвестном состоянии вырабатывать электрическую энергию без использования известных энергоносителей (ядерного топлива, газа, нефти, угля) и формировать свой магнитный заряд. Директор Волгоградского института химической технологии РАЕН доктор химических наук Александр Рахимов после одного из таких экспериментов заявил: «Возможно, нам придется пересмотреть ряд научных представлений о свойствах материи».

Пока трудно в деталях представить себе корабль будущего. Но уже ясно, что это будет высокоинтеллектуальный робот, способный принимать самостоятельные решения в разных ситуациях и согласованно действовать в группировке сил флота. Прежде ничего подобного в ВМФ не было. Появится такой корабль, наверное, не ранее 2025 г.

* * *

XXI столетию суждено стать океанским веком. Поэтому у нас нет альтернативы созданию нового Военно-Морского Флота. Без него России не выжить, не отстоять свои коренные интересы и национальную безопасность.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте