Есть молодые специалисты, которые идут на работу бесстрашно и полные энтузиазма, а есть молодежь, которая боится… детей и особенно их родителей. И таких боязливых в последнее время все больше. Как рассказала директор одной уважаемой петербургской школы, одна из причин боязни заключается в том, что молодые педагоги… не умеют общаться с детьми. Увы, мы дожили до того времени, что учителя просто не могут связать двух слов. Вернее, именно два слова и могут связать, беседуя с детьми односложными предложениями. Однако с учениками такой номер «с двумя словами» не пройдет, и оттого, что нужно строить большие предложения, увлекать своей мыслью, заставлять задумываться над словами, у молодых педагогов случается полный коллапс.
Как пожаловалась директор школы, молодежь на уроке сейчас все больше транслирует информацию. Неприкрытая внутренняя установка такова: провести урок, получить деньги и посвятить свободное время себе любимому. Директор как-то поинтересовалась у одной из недавних выпускниц вуза, почему та ведет урок так сухо и скучно. Девушка честно призналась, что боится отступать от темы, потому что дети могут задать неожиданный вопрос, на который она не найдет ответа и опозорится. То, что любой беседой можно управлять, молодой специалист даже не подозревала.Именно из-за страха неопытные кадры не рвутся брать классное руководство. Например, все 5 человек, пришедшие недавно работать в школу к нашему директору, категорически отказались брать под опеку классы. И дело не столько в боязни взвалить на себя ответственность, сколько в страхе, что придется общаться с родителями. Родителей молодые люди боятся больше, чем детей. Им кажется, что нет более агрессивного или более скептически настроенного участника образовательного процесса, чем папы и мамы учеников.Снять это напряжение, считают руководители школ, помогла бы производственная практика, которая начиналась бы в педвузах уже с первого курса. Тех четырех часов, что студент проводит в школе на практике, ему не хватает, чтобы научиться общению не только с детьми, но и с коллегами. Большую часть этого времени он пишет отчеты о проведенном уроке.И конечно, важно получить в начале работы опыт взаимодействия с позитивно настроенным классом, родителями и педагогическим коллективом. И тут неоценимую помощь может оказать директор школы. Прежде всего представив молодого специалиста на родительском собрании, рассказав о нем и подчеркнув его достижения. Конечно, первое время родители могут относиться к молодому учителю настороженно, однако, как показывает практика, если они видят, как интересно с ним детям, как он старается сделать классную жизнь насыщенной и дружной, сами включаются в процесс и становятся лучшими помощниками. Благодаря поддержке коллектива, педагогического и родительского, период адаптации молодого специалиста может сократиться с двух лет до полугода.Санкт-Петербург
Комментарии