search
main
0

Охрана труда – вот что важно всегда. И детского отдыха тоже

Недаром говорят, что учеба – это труд. Обычно имеется в виду труд детский, основная работа ребенка, его обязанность в этом возрасте повышать знания, расти, получать хорошие оценки, чтобы определиться в жизни. Труд учительский – это само собой. А ведь школа – это еще и труд поваров в столовой, уборщиц, школьного дворника, медсестры. Словом, с детства мы выполняем какую-то работу. Сегодня мы постарались подобрать несколько книг, где содержатся конкретные практические рекомендации по организации работы и по охране труда в школе, в лагере отдыха, изложенные с опорой на нормативно-правовую базу, необходимые руководителю образовательного учреждения и всем заинтересованным лицам.

Абрамов Н.Р., Казачева В.Н., Богданов П.П., Елин А.М. Руководство по охране труда в образовательных учреждениях. М., 2006. – 368 с.

Собственно говоря, название книги говорит само за себя. Во многом она перекликается с книгой А.М. Майбороды «Организация работы по охране труда в образовательных учреждениях», которую мы также анонсируем в этом обзоре. Книга имеет особый подзаголовок: «Учебно-практическое пособие для руководителей, специалистов, работников образовательных учреждений». Все темы в этом пособии изложены на основе действующих законодательных и нормативно-правовых актов. Основные понятия и определения приведены со ссылкой на Российскую энциклопедию по охране труда и те же нормативно-правовые акты. «Необходимая полнота и универсальная достаточность содержания пособия позволяют использовать его в системе управления образованием, надзора и контроля, а также профсоюзному активу, преподавателям вузов и учебных центров, студентам и слушателям различных курсов». Полнота – это действительно одна из особенностей книги, в ней одно оглавление занимает шесть страниц.

Майборода А.М. Охрана труда. М., 128 с.

Готовь сани летом, а телегу – зимой. Эта книга имеет подзаголовок, который конкретизирует довольно широкое понятие «охрана труда»: «Методические рекомендации по обеспечению безопасности условий отдыха детей и подростков в загородных оздоровительных лагерях предприятий, городских оздоровительных лагерях». Эта брошюра предназначена в первую очередь руководителям детских оздоровительных лагерей, куда приехали школьники на летние каникулы. Она призвана оказать им «хорошую помощь в организации работы по предупреждению травматизма» как среди работников, так и среди воспитанников. Рекомендации касаются основных организационных вопросов охраны труда, содержат нормативные требования и справочные материалы, а также образцы документов. Книга небольшая, но предусмотрено в ней если не все, то очень многое: от котельных и душевых до безопасности при проведении туристических походов, организации купания и правил перевозки детей. В отдельное приложение выделен перечень наиболее часто встречающихся нарушений законодательных актов по охране труда, выявляемых во время проверок или расследований несчастных случаев.

Майборода А.М. Организация работы по охране труда в образовательных учреждениях. Практические рекомендации. М., 2006. – 360 с.

В течение последнего времени в силу вступило множество законов, разных нормативных актов и инструкций, которые существенно изменили законодательство о труде. Их перечень занимает добрую половину страницы во введении к названной выше книге. Да, здоровье – это важно, это «одно из направлений государственной политики в области охраны труда». Но если оставить высокие слова и перейти к конкретным делам, то здесь перед нами, да и перед любым руководителем учебного заведения встает целый комплекс мелких и, можно сказать, микроскопических, но крайне важных вопросов. В этом-то и призван помочь им сборник «Организация работы по охране труда…».

В книге изложены основные принципы организации работы по охране труда и обеспечению безопасности в образовательных учреждениях. Приводятся практические рекомендации: как организовать эту работу на правовой основе и не нести «экономических потерь, связанных с производственным травматизмом и травматизмом обучающихся во время образовательного процесса». Слова такие несколько «казенные», но, кажется, любой директор школы понимает, что стоит за ними. В сборнике приводится методика определения событий при расследовании несчастных случаев, позволяющая раскрыть всю совокупность причин, приведших к несчастному случаю. При подготовке книги использовались материалы комплексных проверок работы по охране труда, материалы расследования несчастных случаев. Автор – главный технический инспектор ЦК профсоюза работников образования и науки по Московской области, советник министра по охране труда Министерства образования Московской области. Советуем прислушаться к его словам. Мелочь это или не мелочь – отсутствие крышки на канализационном люке на территории школы? «В моей практике имело место два несчастных случая со смертельным исходом в результате падения учащихся в канализационные колодцы», – пишет А. Майборода. Выводы делайте сами.

В сборник включены рекомендации по безопасности труда в кабинетах трудового обучения, химии, физики, биологии, в пищеблоке, рекомендации по пожарной и антитеррористической безопасности, конкретные инструкции и многое другое.

Шумилин В.К., Елин А.М., Литвак И.И. Безопасная работа на компьютере. М., 2005. – 272 с.

В этой книге все начинается с документов. С нормативно-правовой базы, которая регламентирует условия труда на рабочих местах с компьютером. Открываем введение. Первый абзац, самые первые слова – печальная констатация: «Большинство рабочих мест с ПЭВМ (персональная электронно-вычислительная машина. – Ред.) в России в настоящее время не соответствует требованиям норм по охране труда по многим параметрам». Мало того, «среди многих руководителей все еще распространено мнение, что чем меньше их подчиненные знают о негативных проявлениях со стороны ПЭВМ, тем лучше». Книга ставит целью показать, что приведение рабочих мест с ПЭВМ в соответствие с требованиями всех необходимых норм не только необходимо, но и выгодно для работодателя. А работник получит сведения, которые позволят ему защититься и сберечь здоровье. В общем, «пособие позволит работодателям и пользователям ПЭВМ осознанно и грамотно строить стратегию обеспечения безопасной работы, а не просто формально-принудительно выполнять предписания норм, указаний представителей надзорных органов».

Необходимо различать, что такое компьютер и что такое рабочее место с компьютером. Рабочее место – это и освещение, и вентиляция, и уровень шума – словом, масса разных вредных факторов, которые необходимо учитывать и устранять. В книге приводятся комплексы лечебно-профилактических упражнений, гимнастика для глаз. В ней масса полезных советов и тонкостей, и хотя книга имеет подзаголовок «Пособие по охране труда для работодателей и работников», она, безусловно, небезынтересна, скажем так, для учителей информатики, директоров школ, да и вообще всех тех, кто работает, организует, обустраивает компьютерные классы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте