В детстве Ирина НИКОЛАЕВА хотела много работать и хорошо зарабатывать, но не ради шикарных особняков и машин. Она мечтала открыть свой благотворительный фонд и вкладывать туда деньги на помощь больным людям, реконструкцию церквей и других достопримечательностей, развитие культуры, модернизацию городов России, открытие новых заповедников и парков. Сейчас мечтает, чтобы ее дети и ученики стали в жизни добрыми, отзывчивыми, человечными. Надеется гордиться ими, ибо знает: сила желания сделает свое дело.
Ирина Николаева любит читать «со вкусом», смотреть и слушать то, что не учит жизни, а учит думать и выражать свои мысли. Все живое, красивое и понятное. Это классика: Дидро, Пушкин, Тургенев, Моцарт, Чайковский, Бородин, фильм «Пролетая над гнездом кукушки», «Тихий Дон». Эти произведения, говорит рославльский педагог, проверены временем, они никогда не утратят своей актуальности и всегда будут цеплять нотки души.И очень любит музыку. Это у нее с детства. В школе Ирина активно участвовала в художественной самодеятельности (пела, танцевала, читала стихи, играла на аккордеоне) и мечтала стать актрисой. Долго не могла унять сумасшедший восторг, который охватил ее, когда после школы она прошла все отборочные туры для поступления во ВГИК, но… испугалась большого города и вернулась домой. Не хватило уверенности в себе. Но внутренний голос подсказал ей, что профессия актрисы и учителя схожи, и девушка с артистической душой поступила в музыкально-педагогическое училище. Теперь Ирина Александровна вместе со своими учениками и музыканты, и актеры. А так как им требовался и режиссер, педагогу пришлось окончить Московский университет искусств. Оно того стоило: их спектакли – событие, праздник, фейерверк, квинтэссенция человеческих чувств, обретений и взлетов до невиданных высот!Используя разнообразные формы, методы, приемы работы, Ирина Николаева хочет достучаться до души каждого ребенка и прежде всего выработать у него вкус. И ей это удается, ведь она сочетает преподавание музыки со знакомством школьников с мировой художественной культурой. Поэтому уроки ее чаще всего выглядят так: тема «Что значит современность в музыке?», вокруг картины – Билибин «Землепашец», Гордиец «Хлеб пекут», Кугач «В семье», Дейнека «Первый летун», Кривоногов «Защитники Брестской крепости». Что объединяет группу «ДДТ» и сюжетное историческое искусство, спросил бы неискушенный гость в классе. А восьмиклассники Николаевой с лету ответят: «А объединяет их то, что на каждой из этих репродукций мы видим людей, сумевших оставить добрый след на земле», «Человек пашет поле, чтобы на нем вырос хлебный колос», «Умелые женские руки пекут хлеб», «Заботливые, любящие матери растят детей», «Крылатый мечтатель пробуждает такие же прекрасные мечты в душах других людей», «Герой, ценою своей жизни отстоявший мир на земле, навсегда останется в благодарной памяти потомков, а это «Все, что останется после меня…». Дети знают: жизнь надо прожить не зря. Разговор об этом на уроке способен развить самостоятельность творческих поисков, фантазию и способность к переживаниям. Сформировать личность ребенка, его нравственные убеждения. А в конечном счете и воспитать в нем духовную свободу.Свое педагогическое кредо музыкант и художник сформировала давно и старается ему неукоснительно следовать: «Будь с детьми искренен и честен, не допускай обиды и гнева. С любовью к миру, с верой в душе стремись к добру!» Этот принцип не раз помогал Ирине Александровне в ее педагогической практике: средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа.- Вспоминая свои первые шаги в педагогической практике, – рассказывает учитель музыки из Рославля, – я искренне, с радостью осознаю, что сегодняшние школьники опережают своих предшественников в физическом развитии, в информационной осведомленности, ИКТ-компетенции. Но дети в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности, отстают духовно, нравственно. К тому же новые условия современной жизни не способствуют их духовному здоровью. Серьезные проблемы стоят перед массовым музыкальным воспитанием в связи с явлением шизофонии (разорванное звучание, возникающее при помощи технических средств передачи музыки). Человек подвергает себя опасности в физическом смысле (столкнуться с кем-либо или с чем-либо) и в психологическом плане – распад природных связей органов чувств. Не случайно шизофония имеет общий корень с шизофренией. Эти два слова объединило понятие о раздвоенности сознания. Что же делать? Вот философский вопрос, который стоит на повестке дня у меня.Все 24 года своей педагогической карьеры шагает Ирина Николаева по ступеням работы от малышей-первоклассников до старшеклассников. И никакие экономические кризисы, никакие ненастья, постигшие Россию, не могут заставить ее считать труд учителя неблагодарным. Ведь ничто не сможет заменить те мгновения радости, когда твое сердце бьется в унисон с маленькими сердцами твоих учеников. И ты в очередной раз осознаешь, что подобран ключик еще к одной душе.Она учит тщательно работать. Когда при своих недюжинных способностях человек много трудится, ставит себе определенные цели, то открываются возможности их достижения. Гений, по словам Эдисона, – это один процент дарования и девяносто девять процентов пота. Главное, чтобы время не было потрачено вхолостую. Тут важно сочетание работоспособности и таланта, культуры, опыта. Поэтому Крейслер когда-то говорил на Брюссельском конкурсе в 1937 году: «Ну, ребята, все молодцы – всем первая премия, а жизнь решит, кто из вас поистине первый». Гениально, особенно если учесть, что адресовалось это тем великим – Давиду Ойстраху, Рикардо Однопосову.Когда появляются таланты, уверена Ирина Александровна, им надо больше помогать! Ведь пробиться очень трудно: читаешь письма великих и понимаешь, что во все времена одним давали все, другим – ничего. Пример – Мясковский и Шостакович. Первый – масштабнейшая личность – оказался заслонен младшим коллегой. При всей уникальности гения Дмитрия Дмитриевича, новизне его языка ему невероятно улыбнулась фортуна. Ведь его 19-летним исполняли Тосканини и Бруно Вальтер. Открылась зеленая улица.Говорит, она счастливый учитель, потому что ее дети не спешат уходить с урока и спрашивают: «А можно прийти к вам после уроков?..» Ирина Александровна искренне желает своим ученикам пронести слово истинной правды, чистоты и рыцарского служения музыке, и тогда, она убеждена, школьные годы чудесные будут звучать в памяти ее учеников только в мажоре. А уходя с урока, она не ставит точку, считая этот день многоточием перед новыми поисками и находками! Ведь говорили же древние греки, что желание уже само по себе творит. Сила желания, мечты способны перевернуть жизнь и изменить человека.Николаева говорит своим ученикам: «Все мы ищем счастье на этой Земле, пытаемся найти его рецепт, и у каждого он свой. Я предлагаю вам вот такой рецепт как благодарность за работу на уроке: возьмите чашу терпения, налейте туда же полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и все это хорошо перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вами жизни и предлагайте всем, кого встретите на своем пути!»Во всем, что с ней происходит чудесного, она «винит» родных, их поддержка ей важнее всего на свете.- Семья для меня святое понятие, – уверяет она. – Это любовь, это терпение, это понимание. Это место, куда хочется возвращаться после трудового дня, где тебя любят, ценят, где тепло и уютно. Главное в моей семье – это любовь. Нам всем хорошо вместе, за семейным столом или на семейном пикнике. Семья для меня – это переживания, даже ссоры, страсть, боль, радость сосуществования.Дом – это муж Сергей и двое сыновей – Дмитрий и Игорь. В доме пудель Долли и кошка Муся, множество цветов и ее работ из бисера. А еще рославльский педагог любит водить автомобиль и порядок на дорогах.- Мы всегда вместе, – улыбается педагог. – У нас есть свои традиции, и они очень важны, для того чтобы каждый человек в семье чувствовал себя ее членом, имел с остальными родственниками что-то общее. Проводя вечер все вместе, наши дети тоже ощущают себя полноценными членами семьи, и это нас очень объединяет. У нас царят доверие и взаимопонимание, любовь и забота друг о друге. Семья тем и хороша, что здесь человек всегда остается собой, и ни при каких обстоятельствах его не разлюбят, всегда поймут и поддержат. Очень любим путешествовать и познавать мир. Объехали весь Крым и Украину (в свое время), были в Болгарии, Египте, Иерусалиме, на Кипре, в Греции, во Вьетнаме. В планах Индия. И всегда только активный отдых! Экскурсии, музеи, походы.Новые впечатления действительно отличный способ набраться опыта, при этом не постарев. Так это еще Иван Бунин говорил: «Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать». Поэтому наша героиня считает себя счастливой.Ирина Николаева ценит в людях интеллект, не эрудицию – начитанность, а способность анализировать, делать выводы из каких-то событий и доброту. У каждого человека, убеждена она, есть огромный внутренний мир со своими плюсами и минусами.- Часто мы прячем свои добрые чувства глубоко в душе, – переживает учитель музыки и МХК, – становимся злыми и раздражительными. Почему это происходит? Трудно сказать. Наверное, от недостатка любви среди людей. Считаю, что мир изменится к лучшему, если люди будут добрее. Писатель Юрий Нагибин обращался к каждому из нас: «Будь добрым, в этом больше достоинства и силы».Стругацкие подметили: «Просто удивительно, как быстро проходят волны восторга. Грызть себя, уязвлять себя, нудить и зудеть можно часами и сутками, а восторг приходит и тут же уходит». Ирина Николаева нашла рецепт продлить этот краткий миг – музыка и живописные полотна не просто вызывают восторг, они дают человеку возможность чувствовать себя радостным и сильным долго, настолько, что он в состоянии идти дальше, уверенный, что в жизни всегда останется место красоте.Мечты придают Ирине Александровне смысл жизни и надежду на лучшее. В ее планах продолжать писать музыку и стихи, закончить книгу, в которой отразится опыт работы, продолжать учиться у своих коллег и учеников, совершенствоваться.- Но я не хочу строить воздушные замки, – заявляет Николаева. – Потому что «хотя эти постройки легче всех других возводятся, но тяжелее всего разрушаются», как говорил Отто фон Бисмарк. Мои мечты реальны.Методический материал Ирины Николаевой читайте на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_category/197.Конкурсный урок смотрите на сайте http://www.ug.ru/toy_video/38.Рославль, Смоленская область
Комментарии