На калужской земле в наукограде Обнинск создана удивительно благоприятная питательная среда для ума и сердца, очень органичная для одаренных детей и для помогающих им реализовать свой потенциал взрослых. Раз за разом наблюдаешь это действо и не устаешь удивляться энтузиазму, работоспособности, позитиву и потоку идей участников и организаторов чемпионата «Познание и творчество», который ежегодно проводят Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего» и центр образования, науки и культуры «Обнинский полис» в рамках национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». Здесь взрослые помогают детям расширить границы мира, попробовать себя в новом деле, учат аргументированно отстаивать свое мнение, гордиться своими успехами и искренне радоваться победам соперников, которые становятся хорошими друзьями. Здесь нет формального деления на учителей и учеников: всех объединяют общий интерес, общие цели, желание удивляться, потребность задавать вопросы и искать ответы. Сюда стремятся привезти юные дарования самые преданные поклонники их талантов – учителя. «Мы очень много ездим на самые разные фестивали, олимпиады и конкурсы, но такой теплой, домашней атмосферы нет больше нигде. И такой насыщенной, сложной, интересной программы для детей и для нас тоже» – это общее мнение педагогов прозвучало в завершение турнира.
Чемпионат прошел в красивейшем заповедном уголке Калужской области – парк-отеле «Яхонты Таруса». Каждый день поминутно расписан с 8 утра до 8 вечера. Больше 250 участников 3-дневного интеллектуального марафона дышали одним воздухом соревновательного азарта, интереса, желания показать свои достижения и научиться новому. На равных боролись за победу ребята 5-11-х классов из Архангельска и Обнинска, Железногорска и Жукова, Казани и Санкт-Петербурга, Качканара и Улан-Удэ, Красноусольского и Самары, Новокуйбышевска и Похвистнева, Тосно, Тарко-Сале и Москвы.В плотно сбитой деловой программе чемпионата были запланированы олимпиады, конкурсы, игры, мастер-классы и целая серия предметных турниров: математический, исторический, по русскому языку и литературе, лингвистический – по английскому языку, биологический, географический и по информационным технологиям. Кроме этого, в регламент чудесным образом вместились интеллектуально-спортивное творческое командное многоборье «Квазар», игра «Что? Где? Когда?», научное ШОУ, дискотека, запуск светящихся воздушных шаров желаний и очень памятная творческая встреча с художником-мультипликатором, режиссером, сценаристом и актером, обладателем «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля Гарри Бардиным. Для учителей прошел педагогический семинар на тему «Метапредметные компетенции: требования ФГОС».А у «Учительской газеты» состоялось несколько интересных разговоров с ведущими предметных олимпиад и турниров.Время разбрасывать камни, и время собирать камниБурные обсуждения, нескончаемые вопросы, восторженные глаза и, самое главное, интерес к новому делу, то есть тот самый долговременный эффект от всего одной встречи, которая способна повернуть жизнь мальчишек и девчонок в новое русло, – таковы итоги конкурса-игры «По странам и континентам» и мастер-класса «Горные породы и минералы», которые провел Петр Иванович Гремченко, преподаватель географии, член Союза краеведов России, действительный член Русского географического общества РАН.За то время, что Гремченко работает экспертом в МАН, каких только оригинальных заданий не напридумывал он для юных исследователей. Вот только один пример (удивляйтесь!): олимпиады по кулинарной, военной и арктической географии. Он стал школьным учителем, после того как освоил все тонкости профессии географа, геолога да и всех смежных с ними. Прошел по стране не одну тысячу километров, провел в экспедициях в общей сложности не один год, читал курсы в Высшей школе экономики, вел занятия с горными инженерами, знает ответы, кажется, на все вопросы, но продолжает учиться. И умеет учить. В школе его жизнь приобрела совсем другой смысл. Конечно, чтобы получить «допуск к детям», пришлось пройти «перезагрузку», окончить курсы переподготовки и повышения квалификации. Когда видишь, как ребята завороженно ловят каждое его слово, понимаешь, что такой редкий путь к профессии учителя достоин огромного уважения.Петр Иванович – профессионал очень требовательный. Рассказывает, что, когда ему приходилось проводить панорамные уроки на курсах для учителей, никому больше тройки не мог поставить. Потому что неправильное, пустое это дело – учить географию только по книжке. Катастрофически не хватает учителям практических знаний и умений, а академический учитель – это лишь носитель знаний из учебника. Что тут сказать, не поспоришь. С ностальгией вспоминает времена, когда по всей стране по инициативе и при поддержке Министерства геологии проходили геологические олимпиады с участием одновременно до 50 команд, школьные экспедиции: «Детей учили всему, что умели сами: мыть породу, выбирать камни, читать карты, понимать и любить природу. Вот так, в живом процессе, с погружением готовились будущие кадры горняков. Многие, кстати, пошли в эту профессию и стали классными и высокооплачиваемыми специалистами».А на вопрос о роли учителя в жизни ученика отвечает: «Если ты болен, одержим своим делом, если ты ведешь своего ученика, он и будет за тобой идти. Никаких других путей нет».И дети ценят такое серьезное, взрослое к ним отношение, искренний интерес, желание помочь выбрать свой путь в жизни, определиться в профессии. Таким учителям всегда хочется пожелать главного: успешных и благодарных учеников. Их у Гремченко немало. К слову, учитель с улыбкой вспоминает: «Был у меня такой интересный мальчишка, в 6-м классе взялся за тему «Демография мира». А в 10-м мы с ним уже «скатились» до проекта «Демография 6-этажного дома». Это был готовый ребенок для университетской кафедры экономической географии». А сколько одаренных ребят из неблагополучных семей удалось ему увлечь своим предметом! Именно этот результат своего труда учитель Петр Иванович Гремченко ставит выше других.Он и его коллеги делают все, что в их силах, и мечтают о том, чтобы все дети имели возможность раскрыть свои творческие и научные способности, поверить в свои силы, состояться в жизни. Да здравствует «Эврикум»!О стремительно набирающем популярность проекте МАН «Эврикум» рассказывает его автор Ирина Викторовна Леках, кандидат биологических наук, доцент Института атомной энергетики (ИАТЭ), зам. директора Обнинской свободной школы, лауреат президентской программы «Одаренные дети»:- Так же, как есть талант музыкальный, художественный, есть и талант естествоиспытателей и экспериментаторов, и его так же необходимо выявить, поддержать и развить. Переставая приобщать детей к практическим научным исследованиям, мы теряем будущих биологов, биотехнологов. Конкурс «Эврикум» – это, по сути, экспериментальные олимпиады, а задания в них – биологические ситуации из реальной жизни.Для младших школьников в конкурсе предусмотрены теоретическая часть и простые эксперименты, которые можно сделать хоть в школе, хоть дома на кухне с мамой и с папой. Это, кстати, еще одна цель организаторов конкурса: чтобы вся семья собиралась вместе и сплачивалась благодаря совместной работе над проектом.Для более взрослых ребят конкурс составлен практически по ФГОС и состоит из трех частей: ответ на теоретические вопросы, причем все они межпредметные; описание экспериментов с объяснением и – по желанию – исследовательская работа. Из каждого такого задания можно сделать работу на школьную или городскую научную конференцию. Но можно придумать и свою тему. Недавно одна девочка прислала блестящую работу, в которой изучила дыхательную систему детей курящих и некурящих родителей. Другой юный исследователь, выполняя работу о природе мыльных пузырей, так увлекся темой, что сделал экскурс во времени и проиллюстрировал его своей подборкой из 20 репродукций картин, на которых был отражен сюжет выдувания мыльных пузырей. А вот, пожалуй, самая «рейтинговая» тема для эксперимента – «Какие науки спрятались в борще?». Сначала надо, конечно, ответить на теоретические вопросы, провести серию опытов, а потом сварить и продегустировать борщ. Ребята с 3-го по 10-й класс уходят в выполнение этой работы с полным погружением и восторгом. И как вам такая фраза из письма юной конкурсантки: «Сегодня у моей бабушки был день рождения, я ей подарила свой первый борщ!»На очных турах дети наперебой предлагают решения вопросов «Как без риска для здоровья измерить длину питона?», «Что можно сделать, чтобы браконьеры не отстреливали бельков?», «Как сохранить елки в лесу перед Новым годом?».За последние полгода на конкурс пришло 400 работ, и, что самое удивительное, большинство – из далеких сел и деревень. Какие прекрасные, вдохновленные учителя у нас, какие творческие, умные, думающие дети! Ради этих детей и их будущего стоит жить и работать, это совершенно искренне, без всякого пафоса.Следите за нашими публикациями! В одном из ближайших номеров «Учительской газеты» в рубрике «Методическая кухня» И.В.Леках поделится своим опытом, даст рекомендации и представит своего рода «дорожную карту» для организации научно-исследовательской работы с детьми. РефлексияПо традиции на всех мероприятиях МАН «Интеллект будущего» организаторы выделяют время для беседы с учителями о том, что получилось, а что надо скорректировать, как они оценивают результаты чемпионата, какие он оставил впечатления. Организаторы спросили:- Что эти проекты дают вам и вашим детям?Ответы:- Это мощное интеллектуальное погружение!- Продумана смена деятельности, поэтому дети не устают, им все нравится.- Педагогам важно посмотреть других детей. Это очень красиво, интересно, познавательно.Уйти, чтобы вернутьсяДети увозят дипломы и подарки, учителя – сертификаты о повышении квалификации, все вместе – отличное настроение, желание работать над новыми проектами и мечту еще раз подарить себе такой праздник. В буквальном смысле, потому что самый острый и болезненный вопрос – деньги на дорогу. Из всех только одна делегация из Казани получила финансовую государственную поддержку, остальные приехали за свой счет. Московские учителя, узнав об этом, не сдержали эмоций: «Преклоняемся перед своими коллегами – это подвиг. Так далеко, так ответственно… Дети, вы очень счастливые: у вас потрясающие учителя и родители. Цените их!»В режиме нон-стоп«Интеллект будущего» просто не может обмануть ожидания школьников и учителей, да и статус обязывает, так что творить, созидать, думать, решать можно хоть каждый день. Планы работы сверстаны до 2017 года, причем большое количество интеллектуальных состязаний по всем предметам и по развитию творческого мышления проводится дистанционно. Заходите на сайт www.future4you.ru. Удачи!
Комментарии