Между одаренностью и гениальностью есть огромная разница. Еще совсем недавно нашу школу ориентировали на работу с одаренными детьми, прививая законным представителям ребенка мысли о том, что каждый ученик по-своему талантлив. Насколько и в чем именно, предполагалось, разберутся учителя. Но большинство психологов и педагогов оценивают количество одаренных детей от 1-2% до 20% от общего числа. Специалисты по математической статистике, используя закон нормального распределения, считают, что в любой популяции общее число нормальных особей находится в пределах 68-70%, а существенные отклонения в обе стороны составляют по 15-16%.
Загадка гениальности
Что же такое одаренность и кто такие одаренные дети? На этот вопрос предприняли попытку ответить в Высшей школе экономики. Одаренные дети – это дети, обнаруживающие высокий уровень способностей, общих или специальных, например, к музыке, рисованию, хореографии, иностранным языкам, литературе, математике, естественным наукам и технике. Детскую одаренность распознают по степени опережения ребенком своих сверстников по умственному развитию при прочих равных условиях.
Крупнейший советский генетик и психолог Владимир Эфроимсон своей работой «Гениальность и генетика» приблизил нас к пониманию загадки гениальности. По его мнению, частота зарождения потенциальных гениев и замечательных талантов, исходя из реализации в благоприятные исторические периоды, а главное – в оптимальных прослойках, вероятно, определяется цифрой порядка 1:2000-1:10000. Частота потенциальных гениев, развившихся и реализовавшихся настолько, чтобы получить высокую оценку, вероятно, исчисляется цифрами порядка 1:1000000. Частота же гениев, реализовавшихся до уровня признания их творений или деяний гениальными, даже в век почти поголовного среднего и очень часто высшего образования, вероятно, исчисляется цифрой 1:10000000.
В статье научного сотрудника Ларисы Луняковой, которая участвовала в интернет-конференции «Дети и молодежь» в 2010 году, имеется статистика относительно состоявшихся в профессии одаренных детей – в лучшем случае их число не превышает 2-3%.
Одаренный ребенок, констатирует исследовательница, может появиться на свет в любой семье независимо от статуса и социального положения ее членов, материального и имущественного достатка. Проблема наследуемости способностей и одаренности (их задатков) очень сложна, и не всегда наследственный потенциал служит гарантией будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы превратятся в творческую индивидуальность, во многом зависит от влияния взрослых.
Особую проблему представляет сочетание одаренности с ранними проявлениями у детей психической патологии, в том числе наследственно обусловленной. Судите сами.
Вундеркинды советской эпохи
Историю необычайно одаренного математика Павла Коноплева (1971-2000) помнят многие. Мальчику было три года, когда он сам научился делать в уме сложные вычисления, а немного погодя – бегло читать.
В пять лет научил маму (профессионального физика) вычислять в уме логарифмы. В восемь лет Павел решил сложную физическую задачу. Ее показали академику Колмогорову, который похвалил красивое решение, но не поверил, что его автор – восьмилетка. Мальчику отказали в приеме в математическую школу Колмогорова. Он учился в обычной общеобразовательной, перешагивая через классы. В 15 лет Павел поступил в университет, в 18 – в аспирантуру. Прием серьезных медикаментов, связанных с психическим состоянием молодого человека, привел к преждевременному уходу гения из жизни.
В 1964 году известность обрела 12‑летняя художница-график Надя Рушева. В последующие пять лет состоялось 15 персональных выставок ее рисунков в России и за рубежом. Надя умерла в 17 лет от врожденной патологии.
Ника Турбина (1974-2002) начала сочинять взрослые стихи в возрасте четырех лет. Благодаря поддержке Евгения Евтушенко Нику приняли в литературную среду Москвы. В возрасте 11 лет она завоевала главную премию – «Золотой лев» – на престижном поэтическом фестивале в Венеции. В это же время вышел первый сборник ее стихов, который был переведен на 12 языков. Поездки по стране, выступления, съемки в кино… По мере взросления девочки интерес к Нике угасал. Жизнь ее оборвалась в возрасте 27 лет.
Документальное кино об одаренных в прошлом…
Режиссер и сценарист документального кино, член Академии российского телевидения Елена Погребижская достаточно последовательно разрабатывает тему судьбы одаренных детей и ребят с ОВЗ. За последний год на канале журналиста, который анонсируется в соцсетях и есть на Ютьюбе, было представлено несколько фильмов с любопытными интервью о гениях прошлого и, вероятно, будущего.
Так, например, о судьбе Паши Коноплева рассказывает его мама, очерчивая развитие ребенка, сложности взросления и обучения.
Музыкант Алексей Султанов перенес несколько инсультов и прожил 35 лет. Алексея признают гением во всем мире. О взлетах и падениях гениального пианиста рассказал его брат. В 17 лет одаренный юноша играл на конкурсе Чайковского со сломанным пальцем и стал дипломантом!
Вика Ветрова начала писать стихи с пяти лет. Когда девочке было 13, у нее вышла первая книга стихов. Гонорар за сборник был примерно равен стоимости «Жигулей». Вика становилась все известнее, за это завистники ее обижали и оскорбляли в школе. Девочка выступала со стихами в крупных концертных залах и даже в Большом театре. Вместе с Пелагеей и Денисом Мацуевым одаренная поэтесса была награждена стипендией фонда «Новые имена». Школьное образование в старших классах получила экстерном, в 15 лет у юного дарования был уже аттестат. Елена Погребижская сделала интервью со взрослой Викторией, которая пишет стихи до сих пор.
Ирина Полякова прославилась в 90‑е годы прошлого столетия. Кстати, заметка о юном даровании была впервые опубликована в «Учительской газете». Девочка-вундеркинд в 5 лет прочитала 26 томов Жюля Верна, а в 13 окончила школу и поступила в МГУ на экономический факультет. Карьера Ирины сложилась успешно, но за эти «рекорды» она заплатила высокую цену. Годы личной терапии, ссоры с родителями и отстаивание собственных границ, об этом интервью Ирины, дети которой, по ее же собственным словам, никогда не станут вундеркиндами.
…настоящем
Родители девятилетней Юнии показывают корреспонденту без малого 8000 рисунков, выполненных девочкой начиная с двухлетнего возраста. Юния рисует ежедневно, по несколько раз в день. «Не могу себе позволить, чтобы за день не было ни одного рисунка», – говорит девочка. У Юнии особенная манера рисования, не похожая ни на кого. Она рисует линером (тонкая ручка с чернилами) сразу набело, целиком, без помарок, поправок: начала и закончила. Ее никто не учил рисовать, родители не художники.
В четыре года искусствовед и доктор наук посмотрела работы и написала родителям Юнии письмо со словами, что ее дар – несомненно, подарок небес. Гениальная девочка посещает общеобразовательную школу.
Саша Кравченко занесен в реестр рекордов как самый юный программист России, список его побед и разных достижений велик.
Благодаря Саше вся его семья переехала из Торжка в Москву. Мама мальчика Лидия утверждает, что, хотя со стороны путь вундеркинда выглядит очень привлекательно, на самом деле одаренные дети встречают постоянное сопротивление и никому не нужны. Все кружки и секции рассчитаны на школьников постарше. Что же делать юному Александру, интерес которого к программированию не угасает?
Мария ГОЛУБЕВА
Знаете ли вы, что?
- – Американского изобретателя и предпринимателя Томаса Эдисона соседи, знакомые, педагоги считали бездарным ребенком. Он был рассеянным, учился плохо, вдобавок имел проблемы со слухом. Родителям пришлось забрать мальчика из школы.
- – Композитор, пианист и дирижер Сергей Прокофьев был обожаемым ребенком в семье, родители стали его первыми учителями по русскому, арифметике, географии, истории. К шести годам он уже написал три пьесы.
- – Биолог Илья Мечников в детстве слыл неудачником, терпел насмешки братьев и их презрительное отношение к себе. Единственное, где он был выше всех на голову, – ботаника. Он платил по две копейки братьям только за то, чтобы они его послушали.
- – Композитор Шарль Гуно был разносторонне одарен: сочинял духовную музыку, прекрасно рисовал и талантливо писал. Его родители тоже были неординарными людьми и во всем поддерживали сына.
Комментарий эксперта
Анна УРАДОВСКАЯ, врач-психиатр, Жуковский, Московская область:
Ахиллесова пята гениальности
Для начала давайте выработаем общий язык для понимания, что мы говорим об одних и тех же явлениях. Одаренность – то, что дается и проявляется в человеке от рождения. Талант проявляется в деятельности, превышающей по своему качеству нечто среднестатистическое. Гений – нечто существующее вне личности, больше, чем сама личность, он проявляется в открытии чего-то нового, зачастую вне контекста известного ранее, во многом интуитивно. Гениальность – наивысшее по качеству проявление интеллектуального и творческого потенциала через деятельность в создании чего-то нового. Например, гениальное научное открытие, художественное или музыкальное произведение.
Одаренность – склад ума. Одаренные дети чаще наделены большими способностями в различных сферах. Талант требует развития и дифференцировки, но проявляется, как правило, в более узких сферах. Гениальность – это пиковое, кульминационное явление, все более редкое, захватывающее саму личность, требующее выхода в исключительный продукт творческой деятельности.
Попробуем порассуждать: может ли среднестатистический здоровый человек, гармоничный во всех отношениях, обладать способностями, превышающими нормальные?
Однажды от своего коллеги, уважаемого профессора детской психиатрии, я услышала следующую рекомендацию: если к вам на прием привели чрезмерно одаренного ребенка, спросите у родителей, каким они хотят видеть свое чадо в будущем – гениальным или счастливым? Большинство родителей выбирают второе, а это означает, что важно создать среду, способствующую гармоничному онтогенезу, то есть индивидуальному развитию и прогрессу работы отстающих областей психики, а не чрезмерно перегружать и без того развивающиеся с опережением способности ребенка, если он сам не проявляет иного рвения. Важно учитывать внутреннее психическое начало малыша, а не только амбиции родителей или модное общественное мнение и сохранять психическое здоровье ребенка, исключив неподходящие по возрасту занятия. Психическая энергия истощается, как и любой иной ресурс. И если у ребенка та или иная способность вспыхивает с невероятной силой, это может невротизировать личность, дисгармонизировать развитие.
Да, это важно объяснять родителям. Согласно классическому клиническому подходу каждому ребенку необходимо своевременно пройти возрастные этапы развития. В свое время наиграться, научиться общаться со сверстниками и взрослыми, сепарироваться от родителей. Если какой-либо навык не будет сформирован, это затруднит адаптацию в будущем, а значит, сделает человека менее счастливым.
Одаренность – скорее природное свойство, помноженное на подходящие условия развития. И сама по себе не должна бы сосуществовать с психическими расстройствами. Однако, как только в развитие вмешивается социум в лице значимых взрослых или социальных институтов, вот тут-то и происходят (или не происходят) искажение, срыв либо дальнейшее дозревание психики и личности.
Само по себе психическое устройство одаренных людей уже отлично от среднестатистического. Есть некая чрезмерность в развитии тех или иных способностей, а в основе особое протекание мозговых процессов, не до конца изученных. Воля, внимание, особенности восприятия, интеллект, влечения, поведение – вот те кирпичики психики, которые, соединяясь в разных пропорциях, создают рисунок темперамента, а закрепляются в характере. Мотивационно-ценностные аспекты добавляются при описании личности. Заострение личностных качеств дает акцентуации, а это выход из равновесия, уже не столь усредненное и прочное во всех сферах состояние. Дальнейшее во многом будет зависеть от того, какие совпадающие стратегии выработает такой здоровый человек, но со своей ахиллесовой пятой в жизни: укрепится или поранится отношениями в социуме. И это всегда индивидуальный вопрос. Вот тут-то и открывается возможность к развитию либо срыву психической деятельности. И если психотравма подойдет к уязвимому месту личности, которое одновременно является определяющим в его сверхспособностях, может развиться психическое расстройство.
Приходят ли ко мне как к психиатру на прием одаренные люди? Да, приходят. Точнее, я бы сказала иначе. Мне очень интересно работать психиатром (психотерапевтом), в том числе потому что ко мне на прием часто приходят люди, которые своеобразно видят мир. Избирательность внимания, особенности мышления, присущие различным психическим расстройствам, придают картине мира пациентов причудливые формы. И это тоже сравнимо с творческим подходом, но, увы, часто непроизвольным, с трудом корректируемым, искажающим реальность. Сама болезнь стирает индивидуальность, накладывает на творческую продукцию пациентов специфические черты того или иного расстройства. По литературным произведениям, картинам, музыке опытный психиатр вполне способен заподозрить психическую симптоматику. Однако гениальность и помешательство не одно и то же (по аналогии с веревкой, с помощью которой можно сделать качели, сплести сеть или повеситься, или ножом, которым можно вырезать из дерева произведение искусства или убить). Как психиатр я обладаю навыками и знаниями, чтобы распознать симптомы, назначить медикаментозное лечение. Как психотерапевт – попробовать в чем-то подкорректировать убеждения, картину мира, обратить внимание на несоответствия, чтобы чуть приблизить пациента к реальности и способности адаптироваться. Здесь помогают различные психотерапевтические приемы.
Некоторые примеры сочетания одаренности и психических расстройств из моей практики. Имена и нюансы историй изменены для сохранения врачебной тайны. Я несколько лет как психиатр наблюдала и корректировала лечение мужчины с шизофренией, который проявлял себя в детстве как вундеркинд. Выступал и лидировал в игре «Умницы и умники», демонстрировал энциклопедические знания в разных направлениях. Как победитель олимпиад поступил в МГУ, окончил его. А потом у него случился первый психоз. Последние 15-20 лет мужчина постоянно слышит голоса в голове, которые спорят и комментируют каждое его действие. Голоса настолько мешают ему жить, что даже простую физическую работу ему сложно выполнять из-за невозможности сосредоточиться.
Другой пример. Мужчина, будучи ребенком, отличался невероятной способностью к языкам. Он без специальных усилий освоил их около 17, мог немного говорить на каждом. При этом давно получил инвалидность, из дома почти не выходит. Мужчина одержим идеей, что его преследуют, следят за ним, обсуждают шепотом, угрожают убить и постоянно готовятся к покушению. Это тоже одно из тяжелых проявлений параноидной шизофрении у человека, изначально одаренного в лингвистике.
Гены, отвечающие за гениальность (высокий интеллект) и помешательство, одни и те же. Процессы, лежащие в основе творческого открытия и заболевания, различны, хотя термины, их обозначающие, бывают схожи. Например, в бредообразовании есть этап озарения, когда в уязвимой психике внимание и мыслительный процесс срабатывают так, что в силу особого вычленения восприятием второстепенных факторов внезапно все вместе складывается в одну стройную систему ложного умозаключения, не поддающегося коррекции. А вот здоровая психика все же способна критически осмыслить даже собственный продукт в виде умозаключения. Так я попыталась разграничить примеры работы психики, разрушающей себя либо созидающей продукт редкой значимости для блага человечества.
Елена Рыжова, учитель русского языка и литературы, Москва:
– У меня был годичный опыт общения с талантливыми детьми, когда я работала в известной на всю страну музыкальной школе. Там учатся дети, уже побеждавшие в различных престижных, всероссийских и международных, музыкальных конкурсах. И многие из них реально считают себя гениями. В этом их укрепляют и достижения, и особенно родители. Некоторые так и говорят о себе вслух. И у иных это чувство уверенности в себе, в своих способностях переходит разумную меру. Такие ребята не скрывают своего высокомерия: мол, я гений, а ты кто такая? Докажи, что ты достойна нашего общества и стоишь внимания. И почти целый год я доказывала, предлагая им интересные и нестандартные задания. Надо сказать, ребята их оценили. И я убедилась, что талантливые люди талантливы во многом: юные музыканты проявили себя чуткими читателями и авторами. Как они читали хокку и Маяковского, а какие фанфики к классике писали! В общем, работать с одаренными детьми и сложно, и ужасно интересно. И этим нюансам педагогов тоже нужно учить.
Комментарии