Первый год моего учительства я начал в Чернокурье. Это довольно большое село в юго-западном уголке Новосибирской области. Меня можно было назвать желторотым птенцом, поскольку я не знал даже самых элементарных вещей. Но мне повезло. В школе работали опытные учителя. А главное – доброжелательные и терпеливые.
Завуч Александра Петровна часто посещала мои уроки, а потом, после того как заканчивались занятия, подробно разбирала их. Делала она это по-доброму. Сколько огрехов и явных ляпов я тогда допускал, не счесть! Иногда мне казалось, что я самый никудышный учитель и никогда не достигну мастерства. Но мне помогали, коллеги постоянно подсказывали что-то полезное. В том, что я со временем стал хорошим учителем, прежде всего их заслуга.
Директором школы был Анатолий Григорьевич Денисенко – крепкий, основательный и хозяйственный человек. Я тогда с семьей и годовалым сыном жил в общежитии. Анатолий Григорьевич заходил раза три на неделе по вечерам. Трогал батареи, интересовался здоровьем сына, рассказывал про школьные дела. Я иногда начинал стонать, что у меня ничего не получается, что дети меня не слушаются – одним словом, говорил, что как учитель я никакой. Анатолий Григорьевич никогда не соглашался и говорил про мои педагогические задатки. Не знаю, где он их усмотрел?
Как-то я заметил в кармане его плаща сложенную газету. Он перехватил мой взгляд и улыбнулся:
– Вот свежий номер «Учительской газеты» пришел. Домой приду, почитаю. А ты, Николай, читаешь нашу газету?
– Как-то я с газетами не очень дружен.
– Зря, «Учительскую» я прочитываю от корки до корки. Здесь не только официальная информация, но и методический материал, и письма читателей, и полезные и интересные статьи. Бывало, читаешь какую-нибудь книжку по педагогике, и такое впечатление, что писали ее для марсиан, а не для рядового учителя. Спотыкаешься на каждом шагу. То «депривация» какая-то, то «онтологические основы». Со словарем нужно читать. Мы же не академики, а практические работники. Так и расскажите простым и ясным языком, чтобы все было понятно. В «Учительской газете» нет этой академической зауми. Я много для себя беру. Так что, Николай, обязательно читай.
Я внял совету Анатолия Григорьевича. Выписал на следующий год газету и стал ее регулярно получать. Проработал в школе сорок лет. И «Учительская газета» была моей постоянной спутницей, советчицей, которая помогала стать профессионалом.
Сначала это была газета большого формата. В старых советских фильмах такой газетой закрывались милиционеры и разведчики от посторонних глаз и наблюдали за происходящим через небольшую дырочку. Человек, читающий газету, в те времена был рядовым явлением. Новый формат газеты оказался удобнее. Всю страницу можно было обозреть зараз, а не мотать головой сверху вниз и слева направо.
В девяностые годы не только перестали платить зарплату, но и взвинтили цены на периодику. Тех ста рублей, которые доплачивали на приобретение периодики, педагогам вряд ли хватало на газету. Правда, скоро отменили и эти сто рублей. Многие учителя отказывались подписываться на периодику.
Резко сократила подписку и школа. Но «Учительскую газету» мы получали. Подшивка лежала в учительской. Любой мог просмотреть и прочитать свежий номер. Но потом директор школы забрала подшивку к себе в кабинет. (Как-то она бросилась искать нужный ей номер и не нашла его. Обратилась к учителям – бесполезно. И тогда приняла такое решение.) Ходить к директору, чтобы попросить нужный номер, конечно, было неудобно. Со временем «Учительская газета» перекочевала в школьную библиотеку, что было, конечно, лучше.
У меня до сих пор хранятся в папках вырезки из «Учительской газеты». Какими-то я активно пользовался и часто к ним обращался, другие ждали своего часа, но не дождались. А может быть, дождутся, когда папки попадут в руки к другому учителю. Мудрость сотен, тысяч творческих и активных людей не стареет.
Николай ХРИПКОВ, ветеран педагогического труда, Новосибирская область
Комментарии