– В Москве создана уникальная системы подготовки молодежи к предпринимательской деятельности. Ее базис – педагогическая технология на основе проектного подхода. Такой подход позволяет уже в период обучения в колледже или вузе выводить студентов на осуществление реальных предпринимательских проектов. Причем, как правило, сопряженных с профилем получаемой профессии, что приводит к синергетическому эффекту и делает эту систему по-настоящему продуктивной. Иными словами, предпринимательская подготовка выступает метасредством перевода системы профессионального образования на качественно новый уровень.
Ядром системы подготовки молодежи к предпринимательской деятельности выступают:
– проводимый с 1996 года Департаментом образования конкурс предпринимательских проектов учащейся и студенческой молодежи;
– проводимый с 1997 года совместно с Федеральным агентством по образованию ежегодный Всероссийский бизнес-фестиваль молодежи России имени В.В.Быкова;
– курсы повышения квалификации педагогов и организаторов предпринимательской подготовки молодежи;
– учебно-методические и консалтинговые центры по молодежному предпринимательству.
Специфика проектного подхода состоит в том, что он позволяет формировать у студентов способности к самоопределению, самостоятельному целеполаганию, ответственность за слова и поступки, креативное мышление. То есть закладывает основу их становления в качестве субъектов собственной деятельности.
Технология, о которой идет речь, отработана и хорошо себя зарекомендовала. В то же время этап сопровождения студенческих и молодежных проектов еще недостаточно оснащен понятными и легитимными деятельностными схемами. Имею в виду прежде всего процедуру оформления проектов в юридические лица, нормативно-правовую базу, поддерживающую деятельность студенческих и молодежных предприятий во взаимодействии и на базе образовательных учреждений. Недостаточно кадров педагогов и организаторов предпринимательской подготовки и деятельности учащихся и студентов.
Складывающаяся система предпринимательской подготовки стала результатом постоянного внимания к этим вопросам руководства Департамента образования, Управления науки и профессионального образования, которые первыми в стране увидели актуальность и перспективность данного направления и начали его активно поддерживать и развивать.
Опыт, дающий конкретные результаты, изучается и заимствуется другими регионами России. На регулярной основе и в разных формах идет консультирование представителей более половины субъектов РФ по вопросам содержания и методики предпринимательской подготовки молодежи. В Костроме, Вологде, Магнитогорске московская схема подготовки молодежи к предпринимательской деятельности повторена на практике и также дает позитивные результаты.
Сегодня в постановочном плане можно обозначить еще одну тему, тесно связанную с предпринимательской подготовкой молодежи и требующую детальной подготовки. Это тема хозяйства, тема воспитания в условиях образовательных учреждений выпускника или специалиста-хозяина. В этом направлении первые интересные результаты есть в социокультурном предпринимательском проекте «Наследие», который вот уже третий год осуществляется с участием студентов и преподавателей московских колледжей: предпринимательства №11, строительного №26, студентов МГУ, МИСИ, региональных образовательных учреждений.
Суть проекта состоит в формировании условий для воспроизводства определенного способа организации жизнедеятельности, в основе которого – хозяйское отношение к делу и доступным ресурсам разного типа, перспективное и масштабное мышление.
Богатый многолетний опыт предпринимательской подготовки молодежи, накопленный в Москве, в определенной степени обобщается, осмысливается и пропагандируется. Вместе с тем очевидно, что пришло время создания профильного Учебно-методического центра предпринимательской подготовки. Причем на основе образовательного учреждения, уже располагающего проверенными опытом, базой и кадрами для ведения такой работы.
Колледж предпринимательства №11 готов выступить в качестве учебно-методического центра по предпринимательской подготовке учащейся и студенческой молодежи и взрослого населения Москвы.
В этом году наш колледж стал одним из колледжей-победителей в конкурсе в рамках национального проекта «Образование». Мы подали заявку на проект создания специального образовательного стандарта по подготовке специалистов по огранке алмазов. Сегодня нигде, кроме Москвы, таких специалистов не готовят, а в нашем колледже удалось при особом внимании Департамента образования на базе бывшего ПТУ №150 подготовить базу для этого. Помимо подготовки рабочих кадров огранщиков, мы предложили вести подготовку этих ребят и в качестве самостоятельных управленцев, которые смогут еще и организовать свое дело.
Комментарии