У меня часто возникает ощущение, что модернизация, если так можно назвать изменения, происходящие в нашем обществе, носит тупиковый характер. Переживаемые нами дни нельзя назвать иначе, как безвременье, “невзгодье”, “бедовое время” (по Далю), которое несравненно больше берет, чем дает.
Непоправимо подорван важнейший стратегический ресурс: интеллектуальный потенциал страны и образование. По сравнению с концом существования Советского Союза кадровый компонент российской науки сократился в три раза, исчезают целые научные школы, ежегодно 200-300 ученых, владеющих передовыми разработками и ценными идеями, выезжают навсегда в другие страны. Оборонно-промышленный комплекс уменьшил объем на три четверти. Снизился уровень национальной безопасности, высококвалифицированные специалисты оказались без работы и средств существования. Региональные и локальные конфликты (этнические, конфессиональные, языковые) стали обыденным явлением. Значительно ухудшилось качество жизни. Но главное – общество утратило свою духовную компоненту, составлявшую самобытность России.
Полагаю, что глубокий, затяжной, всеобъемлющий системный кризис, переживаемый нашим Отечеством, – это следствие кризиса идентичности. Происходит отказ от своего прошлого, забвение собственных истоков, утрата национального самосознания.
Наша массовая культура и желтая пресса, множащаяся катастрофически, словно задались целью предать забвению все российское, сделать нас государством, лишенным истории. А как говорил русский философ Николай Александрович Бердяев, отрицание России во имя человечества есть ограбление человечества. Могут сказать, что все это – истины веков минувших, изжившие себя. Мол, распад Советского Союза приблизил нас к мировой культуре и созданию единого интернационального пространства. Слышала я такие высказывания от экстремистов нового толка. Но вот и наш современник академик Абалкин считает, что “среди многочисленных факторов, обеспечивающих конечный успех, непременно присутствует один, вырастающий из глубин народного духа, – объединение общества вокруг великой национально-государственной идеи. Без этого никогда и никому не удавалось совершить экономического чуда”.
Та экономическая и нравственная дисгармония, в которой мы оказались, есть следствие вопиющей бездарности, элементарной профессиональной непригодности наших горе-управителей на всех уровнях. Непонимание того, что власть, дабы соответствовать требованиям современного развития, должна не господствовать, а неустанно и преданно служить народу, России. Собственно, эту цель и декларируют современные представители власти. Но что они сделали реально?
Нас все больше разобщают: центральные газеты пишут только о событиях в Москве и около, мы не знаем, как живут люди на огромной территории России, мы не можем поехать к родственникам не только на Украину, но и в Питер или на Волгу. Связь стала такой дорогой, что не только телефонный разговор, но и простое письмо становится разорением. Телевидение объединяет только тех, кто обожает смотреть сцены с насилием и унижением других людей, цинизм таких шоу, как “Слабое звено”, “За стеклом”, “Алчность”, создает “новую мораль” нового поколения, неспособного в результате находить общий язык со своими предшественниками. Торжествует мораль “каждый сам за себя и против всех”. Вот что произошло…
Масса народа сегодня стремится получить статус беженца, инвалида, неимущего, безработного и т. д.- тут хоть какие-то льготы по квартплате, проезду, субсидии малоимущим. А учитель, из последних сил работая по 40-50 часов в неделю, оставляя на подготовку к урокам бессонные ночи, каких-либо льгот и поддержки лишен: он же методом изнурения зарабатывает “целых” 2700 рублей и причислен к “богатым”. Если учительская семья живет в небольшом городке, где непопулярно репетиторство, и имеет двоих детей-студентов без льгот на проезд домой, ей не на что купить одежду. Как не вспомнить Радищева: “Все отобрали, кроме того, чего нельзя взять, – воздух, один только воздух”.
АЛЛА ЛУТОВА,
преподаватель 2-го педагогического колледжа, Новосибирск
Комментарии