search
main
0

Огоньки надежды. Рецепт успеха прост: чуть меньше тревоги, чуть больше доверия

​Дети – открытая книга, они открыты знаниям, открыты миру. Мировоззрение детей так часто отличается от взгляда взрослого. И так часто взрослые считают истинным лишь свою точку зрения. Но так ли это? Взросление – это постепенный переход от опоры на окружающих к опоре на себя. Когда мы взрослеем, что-то внутри нас меняется, и мы больше не способны так сильно верить, так наивно мечтать и так беззаветно любить.

Мои ученики. Они такие разные. Каждый из них – личность. Все они вместе представляют большое и яркое целое. Каждый день я узнаю их с новой стороны. Еще вчера мне казалось, что я уже давно изучила их и могу предсказать каждый поступок, но вот они снова удивляют меня. Вот он, вчерашний мой шалун и болтун, который не давал мне расслабиться ни на секунду во время урока, смело защищает одноклассницу от старшеклассника-хулигана. А вчерашняя тихоня, оказывается, весь вечер просидела над интереснейшим сообщением для урока, поразив всех детей потрясающей информацией. Они такие разные.Как часто после уроков, когда я выжата как лимон, я вижу их на продленке, корпящих над домашним заданием. Они смотрят на меня своими чистыми глазами и с гордостью показывают результаты своего труда. Результаты нашего труда. О, сколько гордости в их взгляде! В этот момент и меня переполняет это чувство. Сегодня они научили меня терпению, упорству и тому, что человек многогранен, не стоит вешать на него ярлыки. Но самое главное – они каждый день учат меня тому, что любой человек (маленький или большой) – это личность, и ее нужно принимать такой, какая она есть. В каждом из них есть свой огонек. У кого-то он разгорается в момент решения сложных примеров по математике, у кого-то тогда, когда он рисует красками, кто-то счастлив находить в словах орфограммы, некоторые счастливы лепить из пластилина.Мои ученики постоянно стимулируют меня к самосовершенствованию. Как только мне покажется, что я нашла оптимальные методы или приемы работы, психологические подходы, тут же появляется ситуация, с которой нужно справляться по-другому. И я вновь берусь за книги, вновь ищу то, что поможет мне лучше понять их, помочь им, направить. И порой бывало очень тяжело. Нужный «ключик» к сердцу никак не подбирался. Приходилось вновь и вновь анализировать, думать, наблюдать. И были ошибки, которые возвращали на несколько шагов назад, которые отнимали много сил и времени. Но когда перед тобой каждый день предстают 30 пар глаз, приходится учиться на своих ошибках, постоянно их анализировать, искать и нащупывать верный путь.Конечно, каждому учителю хочется, чтобы все его ученики стали отличниками, чтобы учение давалось им легко, чтобы их глаза горели на каждом уроке, а новые темы изучались с огромным энтузиазмом. Мои ученики научили меня тому, что это невозможно. У каждого из них свой темп работы, свой уровень способностей к тому или иному предмету, свои предпочтения в науке и творчестве, в литературе и музыке. Например, наш Макар пишет замечательные сказки! Довольно хорошо справляется с математикой, любит считать, обожает решать задачи. А какой у него красивый почерк! Но что касается его поведения на уроках… Как же тяжело бывало с ним в первом классе! Да и сейчас, во втором, бывают дни, когда он не дает мне спуску. И нам, учителям, приходится мириться с каждой стороной ребенка. Принимать его таким, какой он есть. Это важно как родителям, так и педагогам. Когда мы принимаем ребенка целиком, со всеми его особенностями, мы можем трезво взглянуть на его труд, понять, что его тревожит. Счастливые дети никогда не бывают трудными. А счастлив тот, кого принимают и любят таким, какой он есть. Вот главная истина, которой научили меня мои ученики.Кроме моих учеников, моих родителей и жизненного опыта, в моей жизни есть еще один учитель – мой сын. Став матерью, на многие вещи начинаешь смотреть иначе. Теперь я понимаю, что чувствуют матери моих учеников, отдавая их в первый класс, звоня мне по вечерам, приходя ко мне на личные консультации. И этот опыт бесценен. Учитель смотрит на своих учеников немного по-другому. Дети в школе и дети дома зачастую ведут себя по-разному. Главное, что учителя и родители должны сделать, – это работать вместе, слушать и слышать друг друга, вместе идти к общим целям. Рецепт успешной адаптации в школе и спокойствия родителей прост: чуть меньше тревоги, чуть больше доверия учителю, и все получится.Теперь, обучая 30 учеников второго класса, воспитывая сына, я понимаю, что дети – это действительно наши учителя. Нам есть чему у них поучиться. Нам следует быть более гибкими и открытыми, искренними и восприимчивыми.Преподавание – это искусство. Каждый учитель идет своим уникальным путем, но у всех у нас схожие цели. Как же полезно иногда задаться вопросом: а чему научили меня мои ученики?Клавдия СОКОЛОВА, учитель начальных классов гимназии №201 ордена Трудового Красного Знамени имени Героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских, участница конкурса МГО профсоюза «Педагогический старт»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте