В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года под гражданским воспитанием понимается создание условий для развития активной гражданской позиции и гражданской ответственности, а также формирование в детской среде принципов коллективизма и социальной солидарности. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) личностные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы должны отражать в том числе гражданскую позицию молодого человека как активного и ответственного члена российского общества.
Воспитательную систему нельзя привнести в школу, она может зарождаться и развиваться только в определенных условиях и в каждой школе будет особенной. Школьная среда располагает всеми ресурсами для формирования необходимых качеств личности. Известно, что обучающиеся с ОВЗ испытывают значительные затруднения в самостоятельном осознании социальных ролей, нравственных позиций, проявлении гражданских и патриотических чувств. В какой форме лучше донести до обучающихся новые знания об окружающем социуме?
Традиционно в плане воспитательной работы СКОШИ №52 имеют место ежегодные добровольческие акции. Общая цель данных акций в системе патриотического воспитания – формирование социально активной личности, гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Одной из первых акций, в которой под руководством педагогов приняли участие дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью нашей школы, стала поддержка медицинского персонала Городской клинической больницы имени С.И.Спасокукоцкого в период пандемии. Ребята эмоционально отреагировали на тяжелые условия работы врачей, вынужденную ситуацию изоляции медиков, о которых им рассказывали педагоги на классных часах. В детских высказываниях чувствовалось сопереживание врачам, медицинским работникам, понимание ситуации непрерывной работы в создавшихся условиях.
Накануне Нового года было принято решение подготовить елочные украшения для поздравления. Для обучающихся из разных классов это был первый позитивный опыт сотрудничества, где инициаторами выступили сами ребята. Необходимо отметить, что в процессе подготовки дети смогли обратиться за помощью к педагогам, договориться между собой, предложить идеи для елочных украшений. Ученик 11‑го класса Иван Д. придумал и нарисовал эмблему первой детской акции «Огоньки добра».
Акция выросла в большой бессрочный проект «Добровольчество – территория ценностей». Добровольческую (волонтерскую) деятельность в данном проекте предлагается понимать как одну из форм социально значимой занятости обучающихся, способствующей их самореализации, личностному росту, приобщению к национальным истокам, как возможность будущей занятости выпускников школы.
Целью проекта является развитие социально ориентированного образовательного пространства для обучающихся с ОВЗ, вовлечение детей и подростков в добровольческое движение с целью пропаганды духовных и патриотических ценностей, формирования культуры. Основным принципом организации участия в проекте наших обучающихся является максимальное эмоциональное вовлечение школьников в культурное, историческое пространство, приобщение к национальным ценностям и традициям нашей страны, создание ситуации успеха и предоставление возможностей для самореализации. Это достигается вариативностью включения обучающихся в активности на доступном им уровне.
Модульная структура проекта дает возможность его представления в нескольких направлениях, в организации вовлечения в проект большинства обучающихся или предоставления выбора в зависимости от их предпочтений и возможностей.
Модуль 1. Боевой листок «Защитник Отечества».
Модуль 2. «Огоньки добра» на новогодней елке.
Модуль 3. «Дети – детям» – благотворительная деятельность для ребят из троицкого реабилитационно-образовательного центра «Солнышко».
Модуль 4. «Рождество в каждый дом».
Модуль 5. «Широкая Масленица – угощаем пирогами».
Модуль 6. Концерты жестово-хореографического ансамбля «Чудеса» к Дню Победы и другим знаменательным датам и праздникам нашей страны.
Тесное взаимодействие с советами ветеранов районов Беговой и Тимирязевский, участие в акциях, посвященных Победе в Великой Отечественной войне, фестивале «Чтить. Знать. Помнить» способствуют укреплению исторической памяти, воспитанию уважительного отношения к истории нашей Родины, формированию самосознания гражданина России.
Происходящие в стране социально-политические процессы диктуют свои вызовы. С началом проведения специальной военной операции педагоги и обучающиеся нашей школы расширили один из модулей и организовали новую акцию «Напиши письмо солдату». Дети и их родители активно включились в процесс написания писем и изготовление новогодних поздравительных открыток, которые были переданы непосредственно нашим защитникам. На одном из классных часов, посвященных Дню героя, обучающимся было показано видеообращение, присланное бойцами с передовой линии фронта, выражающими благодарность детям за поздравления и поддержку, с заверением: «Победа будет за нами!»
Таким образом, представленный опыт нашей школы свидетельствует о том, что привлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью к добровольческой деятельности является одним из важных направлений воспитательной работы. Участие обучающихся в добрых делах способствует формированию духовных ценностей и воспитанию будущего гражданина и патриота России.
Анна ЛЕБЕДЕВА, директор специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №52;
Ирина КАРЕЛИНА, методист специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №52
Комментарии