Жили-были и не тужили педагоги. «Эка невидаль!», – скажите вы. А вот и не скажите! Редко увидишь, что педагоги не тужат и на жизнь не жалуются, начальство во всех грехах не обвиняют, учебники и программы не критикуют, родителей не «полоскают», учеников не позорят, да над коллегами не подтрунивают. Но вот нашлись и такие. Где это было, не скажем, чтобы завистников не натравить. А вот историю о них расскажем. А в ней, как вы понимаете, не все так благостно и сирописто оказалось.

Наша героиня Пионеркина Готова Завсегдатовна была прекрасной и увлеченной учительницей. А рядом с ней находились понимающие коллеги и поддерживающие профессионалы. Ходили на уроки друг друга, горячо спорили, придумывали новые приемы, вовлекались в разные проекты – нужные и не очень, глубокие и поверхностные. И вот подоспел какой-то значимый конкурс педагогический. То ли на самого скромного, то ли на самого доброжелательного учителя, то ли просто на обаятельную педагогическую улыбку. Раньше получалось отбиваться от многочисленных конкурсов, которые один на другой громоздились и друг другом погоняли. Но не в этот раз. Готова Завсегдатовна проявила готовность постоять за честь своей образовательной организации. Всем миром сделали ей визитку, обсудили мастер-класс, посмотрели урок.
Подробности сказочных конкурсов мы опустим. Одни считают их белым волшебством, другие – черной магией. Пусть себе спорят и враждуют, мы вмешиваться не планируем в этот бесконечный процесс выяснения педагогических отношений. Поэтому сразу перенесемся в момент триумфального возвращения Пионеркиной с победой и лаврами, славой и почетом, подарками и премиями. Только вот у каждого громкого и звонкого успеха существует теневая сторона, не всегда заметная не только изнутри, но даже и стороннему наблюдателю. «На этом месте должен был быть Я!». Кому-то такая мысль только залетит в голову, как тут же с позором изгоняется. А есть и те, которые не только гостеприимно ее принимают, но удобно размещают и даже озвучивают негромким голосом в укромных разговорах с доверенными дружками и подружками, кумушками и наперсниками. Кто порадуется, а кто и позавидует. К сожалению, исключений не бывает или их пока не удалось обнаружить и достоверно зафиксировать. Вот и в нашей сказке нашлись шипящие, свистящие, шепчущие, злословные и сплетничающие. А что такого, скажете вы? «Брань на воротах не виснет!» Но брань брани рознь, а ржавчина зависти бывает такой въедливой, что цепляется в самых неприступных и защищенных местах.
Тут надо рассказать об интимной жизни педагогической коллектива. Только не то, что некоторые сразу подумали! Мы поговорим о профессиональном интиме. Что это такое? Бывает, что делающим одно дело людям и понимающим его важность бывает необходимо честно и откровенно поговорить о происходящем, на равных, без деления на руководителей и подчиненных, стажистов и стажеров, наставников и подопечных. В школе Готовы Завсегдатовны заведены были Педсиделки, где можно было и чаю попить, и проблемы выдвинуть, и над философскими темами поразмышлять. Вот такая Педсиделка и после конкурса организовалась. Всякой вкусной еды принесли, тортиков напекли.
Кто же знал, что Прелесть Пружиновна Вертляева не сможет пережить успех Пионеркиной. И, действительно, обидно было. Вертится Прелесть то там, то тут, везде потусуется, каждому в нужное время слово заветное скажет, телефончик полезный даст, сведет с кем надо. А конкурсы ей не доверяют, боятся, что опозорит свою организацию. Кому такое понравится? Вот Вертляева и принесла специальные конфеты «Победные» с особой тайной начинкой. Она имела связи с магами и чародеями, ведьмами и колдунами. Так что дали ей заговоренный состав для начинки. А преподнести конфеты нужно было Пионеркиной, как главному герою Педсиделки. Задумано и сделано. Общение в разгаре, к чаю начали переходить. А тут и подношение в виде особых конфет.
В сказках обычно героиня съедает что-то или уколет пальчик, после чего впадает в летаргический сон. Но Прелесть Пружиновна не просто вред нанести хотела, но и доказать, что Пионеркина выскочка и случайно завоевала свои награды. Поэтому, как только надкусила Готова Завсегдатовна конфету с начинкой, так и перенеслась моментально в заколдованную чародейную страну. Открыла глаза и видит высокие горы, глубокое море, густой лес, бескрайнее поле, а в центре его стоит печь с глазами и ртом. Не из пугливых была Пионеркина, спросила куда попала, и как бы ей вернуться назад – есть-де важная тема, которую еще не обсудили, а надо знать мнение коллег. И ответила Печь:
– Попала ты в волшебную страну Зависилию. Выйти из нее можно только после того, как пройдешь три сложных испытания.
Воскликнула Пионеркина:
– Да мне после профессионального конкурса ничего не страшно. Сразу говорите, что нужно – мастерскую, мотивационное письмо, сочинение, диктант, полосу препятствий пройти, песню спеть, стол накрыть, стендап, диспут! Все сумею и все смогу!
И молвила Печь:
– Ты пока съешь мой педагогический пирожок, да послушай про то, что предстоит. Подробностей не расскажу, все узнаешь по ходу. Но сориентирую. Есть здесь учебная организация одна на всю страну – Завислинская Очаровательная Школа (ЗОШ). Там тебе предстоит поработать и пройти три испытания – Огонь, Воду и Вредные Губы. Больше ничего не вправе тебе сказать. Иди прямо по тропе, она тебя и приведет к месту назначения.
Вздохнула Пионеркина, но делать нечего. Пошла по тропе. Долго ли, коротко ли, но по кривой дорожке дошла до здания местной школы, а ее уже там и встречают на входе. Местный активист Ура Уракин, энергичный и бодрый, подхватил Пионеркину под локоток и стал тараторить:
– Рады Вам, давно ждали. Нам не хватает инициативных педагогов для устройства праздников и шоу. Вижу горящие глаза, так что сработаемся. Побольше ярких красок нужно. Всякие песни у костра тоже не помешают. Огня нужно везде подбавить. Быть «на нерве» всегда и везде, двадцать четыре на семь, тридцать два на двенадцать, триста шестьдесят пять как один, сто лет в обед и тому подобное. Эмоций не жалейте, подливайте кричалок, истеричных возгласов. Главное – постоянно радуйтесь. Всему и всегда. Это горючее, помогающее поддерживать огонь желаний. Не просто улыбайтесь, а смейтесь, заливайтесь, захлебывайтесь, гогочите и ржите. Из искры возгорится пламя, от улыбки станет всем светлей, гори-гори ясно, держи меня соломинка … Тьфу-ты, последнее из другой оперы, вычеркните из списка.
Пока Ура Уракин тараторил и местность на глазах стала меняться. Зловещее солнце смотрело на Пионеркину в упор. Изнурительная жара грянула откуда-то сверху. Упало марево, подул иссушающий ветер, деревья выглядели засохшими, асфальт плавился и превращался в пластилин. Эйфория единения сплавила всех окружающих в одну массу. Кто-то кричал «Давай», другие вторили им «Жми», третьи откликались «Вперед», тут еще вплетались «Долой», «Даешь», «Поднажми» и всякое подобное. Гвалт стоял базарный. Чувствует Готова Завсегдатовна, что запахло жареным и даже каким-то паленым. В такой атмосфере из искры такое пламя возгорится, что затрещат ветки. Вокруг нее вьются педагоги, разделившиеся на два лагеря. Огнетранжи требуют больше огня, эмоций, страстей, постоянно впадают в распространяющуюся на окружающих истерию. А с ними спорят Огнескупы, убеждающие беречь силы, не тратить зазря горючее, потому что все сгорит и погаснет, останется пепел и зола. А может и вообще ничего не останется, кроме легкого запаха гари, да и тот быстро развеется по ветру. Вот так выгорание и наступает. И начинает от педагогических поучений пахнуть перегаром. А кому это понравится?
Пионеркину огнем не испугаешь. Во избежание пожаров и поджогов вырыла вокруг рвы ответственности, расставила огнетушители управления эмоциями, запасла песок рассудительности. В такой обстановке праздники стали радостными, но не безумными, веселыми, но не бесшабашными. Пламя познания не погасло, но и не уничтожило все живое вокруг в угаре учебного фанатизма. Так что первое испытание Пионеркина выдержала достойно. Ура Уракин был доволен, лидеры Огнетранжей Дракон и Огнескупов Тигра поддержали Пионеркину. Испытание огнем пройдено успешно.
Дела у Ура Уракина наладилось, так что перебросили Готову Завсегдатовну на новое направление, которое курировал Бла Блакин. Здесь тоже было две враждующих группировки. Водолеи (не путать с соответствующим знаком Зодиака) под предводительством Водокрута Омутовича Водянского также в народе звались пустозвонами, словоблудами, трепачами, болтунами, говорунами и балаболами. Их слова были легковесными и пустыми, ритуальными и бессодержательными. Водохраны в свою очередь насыщали свои речи «тяжелыми» научными терминами, глубокими и емкими, давящими и неподъемными для большинства слушающих. Их не интересовала доступность и понимание. Предводительствовал ими Сергей Петрович Обезводкин. Их также называли усложнителями, грузителями, путанниками, интенсивщиками, теоретиками, краснословами и затуманниками. А главный девиз их был такой: «Впихнуть невпихуемое». Задача Бла Блакина состояла в своевременном «подливании воды» в разные выступления. Вода могла быть тяжелой или жидкой (возможно, такое противопоставление кажется странным, но тонкие знатоки ораторского искусства разницу поймут). Бла Блакин терялся, какой вариант ему выбрать для выступления перед педагогами очаровательной школы по теме: «Есть ли жизнь на мастер-классе?». Водолеи и Водохраны приготовили тексты.
Первым представил выступление Обезводкин. Повеяло бездонным океаном, грозным и подавляющим, бесконечным и непознаваемым. Слова и предложения довлели, подавляли, давили каменными плитами, сдавливали голову обилием информации. В варианте Водянского, наоборот, преобладало пустомыслие. Слова текли быстрым потоком, не успевал отражаться ни в глазах, ни в голове. Текли и журчали предложения, создавая иллюзию свежести и миражи размышления. Скользило сказанное по поверхности, не оставляя никаких следов.
Взяла Пионеркина первый текст и стала поливать из шланга адекватности водой восприятия. Отмылись налипшие лишние языковые конструкции, остались одни «сухие» тезисы. А со второй речью поступила по-другому. Достала фен смысла и направила поток образов и метафор. Тут же испарились бессодержательные строчки. Потом предстояла операция смешивания двух вариантов. Пионеркина влила их в один стакан целесообразности, добавила сок ожидаемого результата, положила несколько ломтиков примеров из практики. Всё взболтала и выстроила в логической последовательности. Что творилось при выступлении Готовы Завсегдатовны мы говорить не будем. Даже родители забредали послушать оратора. Выступила четко и образно, интересно и грамотно, красиво и познавательно, теоретично и живо.
Решил Бла Блакин свою проблему. А Пионеркина прошла и второе испытание. Кстати, сформулированные ею принципы выступлений были выведены в качестве памятки для всех педагогов школы. Их было немного: «Впихнуть впихуемое», «Не впихивать лишнего», «Есть время говорить самому и время давать говорить другим». А Прелесть Пружиновна Вертляева (помните, надеемся, ту коллегу, которая отправила Пионеркину на испытания и тщательно отслеживала происходящее) рвала и метала, зубами скрежетала, готова была разоблачить «самозванку» и «вертихвостку».
А тут и третья задача нарисовалась. Подоспел Вру Коварин со своей свитой, куда входили ложьки, утайки, сплетики, пафосники, враки и сирены. Он пал к ногам Пионеркиной, стал уверять, что от нее ничего не потребуется – только сидеть в кресле и наблюдать. Просто формально для ведомости отметить, что все три испытания пройдены. И здесь было две противоборствующие силы Вредных Губ. Ласкатели убаюкивали и переслащивали, а Ругатели перчили и пересаливали. Опытный Коварин поставил на первых.
Объявлялся парад на лучшее прославление Готовы Завсегдатовны Пионеркиной со зрителями, прохождением колоннами перед героиней и конкурсом на лучшее чествование. Вру Коварин выступил со вступительной речью. Видно было, как шкворчит его горящее сердце, шипит раскалённой сковородой. Тут подлилась и вода желания покрасоваться. И пошёл из уст ядовитый пар напыщенных слов, прекраснодушных и легковесных. Потом выступила Главная Сирена, вливала елей в уши, мёдом обмазывала, говорила о гениальности, красоте, мудрости-разумности, бескорыстности и самопожертвовании.
Дрогнуло сердце Пионеркиной, подтаяло критическое мышление, растопились сомнения. Огонь к глазам и вода к устам потянулись. Пропала Готова Завсегдатовна. Даже Одиссей приказал себя привязать к мачте, не надеясь устоять перед сладкоголосыми сиренами. Ох уж эти Вредные Губы! Не зря считались непреодолимым испытанием. Скольких людей сбили с пути, завели в болота и чащи, да и погубили в итоге!
Вру Коварин все контролировал. Вторую группу уничижителей и хулителей, критиков и глумителей пока притормозил. Открыл парад лести и славословий, чтобы закрепить успех. И конкурс объявили под девизом: «Кто похвалит Пионеркину лучше всех». Злословы затаились, видя нужный результат, а к ним и Вертляева затесалась. По сигналу пошли одна за другой колонны, которым надо было ярко обратиться к Пионеркиной. Гномы не стали сильно заморачиваться и крикнули: «Ура, Пионеркиной!». Эльфы выбрали самое воздушное слово и хором возгласили: «Слава, Пионеркиной!». Великаны были брутальными и краткими, поэтому одно слово сообща выдали: «Салют!». Тролли жили недалеко от границы, поэтому решили иностранное слово использовать: «Виват, Пионеркиной». Только привидения растерялись – повторяться нельзя, а все слова были разобраны, не привет же банальный брать. Вертляева решила первую пакость провернуть, прошептала им что-то на ухо. Вот привидения идут и кричат: «Но пассаран, Пионеркина!». Удивилась Пионеркина, спрашивает Вру Коварина: «Что они провозгласили?». Опытный Вру вывернулся моментально: «Компас страны, Пионеркина!», – вот что они провозгласили». «Какой же я Компас страны, – возмутилась Пионеркина – Я – Компас мира, Вселенной, Галактики, не меньше!». Вот так сработала коварство Вру Коварина. На его счастье следующими шли гады, которые гордились своей уникальностью. Они придумали креативный и пафосный слоган: «Респект и Уважуха, Пионеркиной!» Им главный приз и достался.
Так и осталась бы Пионеркина навсегда в Зависилии. Но случилось чудо. А может быть и закономерность. Не нам об этом судить. Читатели должны подозревать, что сила зависти не имеет рациональности и нередко заставляет людей совершать необдуманные и вредящие им самим поступки. Не сдержалась Вертляева. Даже в сказочной реальности она не могла видеть кого-то радостным и довольным. Выскочила перед всеми с горящими глазами (ох уж эти глаза!) и вывалила: «Конечно, гений педагогический выискался. Я всем сейчас глаза открою, молчать не буду. А помнишь, Готова Завсегдатовна, как Шапочкину двойку поставила за то, что твой авторитет перед всеми пошатнул. И тогда ты его подловила специально и влепила пару от всей души».
У каждого педагога найдутся «скелеты в шкафу». Но лучше их все-таки считать «ошибками для будущего». Забудешь такую ошибку или выкинешь ее из головы – и она будет повторяться в твоей жизни до тех пор, пока урока не выучишь. Еще Булат Окуджава писал в рассказе «Частная жизнь Александра Пушкина, или Именительный падеж в творчестве Лермонтова» о важности правильно относиться к промахам. Запомнишь и проработаешь ошибку – не будешь повторять, хотя и от новых никто не застрахован. Ошибка – нормальная и обычная вещь в образовании, даже необходимая. Вот и Пионеркина свою ошибку вдруг отчетливо увидела. Будто свет яркий включили. Расслабилась перед лицом славословий, захотела самолюбие потешить и гордыню погладить. С кем не бывает? Тут главное вовремя опомниться и «проснуться». Спасибо критикам и завистникам – они обязательно нам напомнят.
Встала Готова Завсегдатовна со своего кресла-трона, отбросила как шелуху угоднические слова. Сказала, что работать надо, а не слушать о своих успехах и победах. И сразу же оказалась на той же поляне перед Печкой говорящей:
– Прошла ты все испытания, так что возвращаем тебя назад в твою школу. Надеемся, что путешествие оказалось полезным. Но Вертляеву у нас оставим, пусть еще постажируется, а может и приживется, найдет здесь свое место.
А в родной школе уже праздник состряпали, программу составили, делегации подготовили чествователей. Но Пионеркина все одним махом отменила. Сказала, что некогда, дел полно. И так бывает. Жаль, что редко. А мораль здесь простая. Завистники будут жить всегда, обращать на них внимание надо, но близко к сердцу не принимать. Они показывают проблемы и слабости, а съедают в первую очередь сами себя. И, конечно, громкие слова, медные трубы и вредные губы являются самым сложным испытанием в жизни педагога. Пионеркина стала первопроходцем и показала, как можно справляться с разными испытаниями, а заодно и предупредила, где не стоит расслабляться! А мы на тот праздник пришли, хотели попировать, да на семинар попали, так что пришлось поработать по полной программе!
Андрей Иоффе, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ
Комментарии