Отсрочки от армии, отмененные недавно Госдумой, затрагивают по меньшей мере четыре категории граждан (сельские учителя и врачи, выпускники средней школы, получающие начальное и среднее профессиональное образование, талантливая молодежь), имеющих прямое отношение к будущему страны. Если, конечно, смотреть на него не только через пушечное жерло.
Всех в казарму!
Эти поправки весьма красноречивы и говорят о многом. В том числе и о действительном отношении властей (прошу прощения за устаревшее словосочетание) – к народному образованию.
Казалось бы, ну можно ли соизмерить? На одной чаше весов всеобщее ликование и всенародный День знаний, миллиардная модернизация, «национальные проекты», а на другой – какая-то жалкая тысяча новобранцев-учителей из деревни.
А зачем их тащат в Вооруженные силы? Как выразился заместитель министра обороны генерал Панков, отсрочка для сельских учителей и врачей – это устаревшая «традиция прошлого», которой уже не пользуются.
Впрочем, некоторые традиции были когда-то живы, стараниями генералов. В свое время был такой министр народного просвещения – граф Дмитрий Толстой. Во время Русско-турецкой войны он выдвинул благородную задачу – воспитать патриотов. А для этого предложил урезать смету по народному просвещению. Но ему неожиданно ответил военный министр фельдмаршал граф Милютин: «Нет, это мое дело, – заявил он. – Я, как военный министр, чувствую нужду в распространении образования, для нас, военных, это первое главнейшее дело!»
И благодаря военному министру смета по народному просвещению была сохранена. А в Первую мировую – даже увеличена на 30 миллионов рублей золотом. При всем критическом отношении к правительству и Думе того времени надо отметить – им и в голову не приходило силком тащить в армию преподавателей учебных заведений. Да и в Великую Отечественную, когда в деревне оставались уже одни бабы, учителей на войну (была такая «традиция прошлого») брали в последнюю очередь…
Что дадут армии России сегодня эти две (вместе с сельскими врачами – три) тысячи новобранцев в год? Между тем школе села это профессионально необдуманное решение принесет немалый ущерб. В разных регионах страны молодых учителей со стажем до пяти лет (именно эта когорта попадает в призывной возраст) около двадцати процентов. Мужчин среди них примерно восьмая часть, то есть каждый сороковой учитель села будет вытащен из школы. Это в первый год действия поправки. Боюсь, что спустя несколько лет цифра будет гораздо больше, хорошо, если со временем половина новобранцев вернется в школу. Из этого числа надо также вычесть «косящих от армии» городских выпускников педвуза, находящих прибежище в сельских школах – да, не очень красиво, но благодаря этому текущему из города ручейку в деревне все же появляются молодые люди.
В итоге каковы могут быть социальные последствия маленькой поправки в законодательстве? На наш взгляд, тройная потеря. Потеря молодых мужчин для сельской школы (усиление ее феминизации) и, может быть, вообще для сельской жизни. Потеря сельской интеллигенции, на которой еще как-то, несмотря ни что, держится деревня. Потеря творческого потенциала, нереализованных возможностей, нерастраченных еще надежд. Или, если использовать популярное нынче в ведомстве образования словосочетание, – «инновационных ресурсов». Молодые мужчины-учителя со стажем до пяти лет, не набравшиеся еще опыта, но и не законсервированные, утверждающие себя в профессии, в новых подходах, новых проектах (в том числе и «национальных»), – это же и есть в первую очередь инновационные ресурсы. Из иных мест, скажем, Института непрерывного педагогического образования Новгородского университета им. Ярослава Мудрого, в село приходят сегодня с новым типом образования и современной психолого-педагогической, управленческой подготовкой не одиночки, которых съедает среда, а команды молодых учителей. Есть специальная программа адаптации молодежи к селу, программа совместной деятельности и развития студентов и учеников, преподавателей вузов и сельских учителей – подобные инновации, значит, побоку? И всей командой – в казарму?
Идите, куда скажут
Отмена отсрочек поставила крест и на когорте выпускников средней школы, получающих начальное и среднее профессиональное образование – по логике военного ведомства они уклонисты, раз не пошли, как положено, после девятилетки в ПТУ. Но кому лучше от того, что этот канал образования будет перекрыт армией?
У меня перед глазами несколько ярких примеров. Один из Хакасии, когда старый директор школы умолял учеников… не учиться дальше, остаться после девятилетки в родном селе, здесь жить и работать, создавать семью – хакасский народ висит на волоске, жизнь на волоске, если уедите – погибнем. Он, этот уважаемый всеми старый директор школы, шел, по сути, против своей педагогической профессии, он не имел права как педагог так ученикам говорить – не учитесь дальше, не уезжайте, но у него просто выхода не было.
Это не местечковая ситуация, а модельная: чем больше народу из сельской школы поступает в вуз, тем хуже деревне, школа работает как бы на ее гибель. «Но от нас же требуют!» – вырвалось у учителей другого района страны. А чего требуют: идти, куда укажут, не получать жизненно необходимую профессию, не создавать самим рабочие места, не объединяться, не думать?
Якутское чудо
Повсюду проблемы те же. Хотя…
В Республике Саха давно идут удивительные процессы в образовании. «Якутское педагогическое чудо», как охарактеризовал опыт заместитель Генерального секретаря ЮНЕСКО, профессор Колин Пауэр, – тема отдельного разговора. Но вот к какому выводу приходишь, исследуя кажущийся неожиданным культурно-национальный подъем якутов, прорыв в области образования в республике. Небольшой по численности народ, рассеянный на огромной территории, в экстремальных жизненных условиях сумел сохранить и защитить национальные, культурные, человеческие основания: язык, традиции, народную педагогику, «опыт прошлого». А это привело к прорыву и подъему культуры, науки и образования в республике.
Вот некоторые факты.
Признание народной педагогики на конституционном уровне. Принятие не имевших до этого аналогов в России законов («Об образовании», «О языках», «О правах ребенка», «Об учителе», «О попечительской деятельности», «О государственной поддержке сельской школы»). Прорыв в финансировании образования (в самые тяжелые 1992-93 годы, когда уровень финансирования образования в Российской Федерации упал с 18% до 12%, в Якутии он поднялся до 24%). Еще – интенсивная поддержка одаренных детей и учительского творчества (в итоге на олимпиаде школьников в 2004 году сборная Якутии получила одно из первых мест, опередив по числу медалей учеников из Китая, Германии, Бельгии, других стран).
В селе Игидэй школа и сообщество создали центр возрождения национальной культуры «Перевал», в нем тринадцатилетние ученики доят в летнем лагере диких кобылиц и осваивают технологию изготовления кумыса. Маленькая сельская школа изготовляет более десяти сертифицированных национальных напитков из кобыльего молока: «черный кумыс» на каждый день, кумыс с маслом или сметаной, «крепкий кумыс» (с градусом). Еще – кислое коровье молоко с полынью, напиток из чаги, березовый сок, смородинный, есть напиток, наподобие вина из одуванчиков, как у Бредбери. С помощью компьютерной графики изготавливаются фирменные этикетки, они наклеены на бутылках всех этих чудесных напитков, которые пользуются большим спросом по всей Якутии. Школа вышла на рынок. Причем, заметим, с продуктами, производство которых требует не столько физических усилий, сколько интеллектуальных (школа даже иллюстрирует по договору детские книжки, издаваемые в Якутске).
Удивительные вопросы
Вот, все это – и сельских учителей, и одаренную молодежь, и профессиональное образование, базирующееся на общем, и прорыв, может быть, в нашем застоявшемся безделье – власть и молчаливое общество отдали генералам.
Но лучше ли будет армия?
Сто лет назад в комиссиях другой, старой Думы, работали люди, размышлявшие не только над тем, как государственный строй, общественная жизнь влияют на школу, но и какое влияние устройство самой школы оказывает на государство, общество, нацию… «Война, – замечали депутаты, – это «огненный экзамен», который держат перед лицом истории различные системы воспитания, обучения и образования».
Анализируя ход Первой мировой, в Думе делали странные сопоставления. Детский сад кайзеровской Германии, который шумит, только когда это дозволено расписанием, двигается, когда раздается команда, играет, когда на дощечке значится: «игрушка» – и механический сомкнутый строй германских колонн, расстрел намеченных районов по квадратам, армия-машина, торжество государственного начала над личностью. Школьная песенка «Германия превыше всего», система обучения, блестяще формирующая рационализм, рассудочность, рассудительность в ущерб жизни сердца – и чудовищные зверства на войне, отсутствие жалости и сострадания к ближнему… Задавали непривычные для государственных деятелей вопросы: какова связь между миллионными армиями Англии, формируемыми из добровольцев, и пестротой английских школ, предоставленных компетенции местных самоуправлений? Наличием в английском языке одного слова education, объединяющего «обучение» и «воспитание», частого употребления приставки «само» – самоуправление, самоуважение, самодисциплина?..
Впрочем, события на военных и политических фронтах часто менялись, и депутаты заявляли: жалки и смешны попытки изгнать из школы немецкий язык! Мыслимо ли «под влиянием справедливого негодования против Вильгельма сталкивать с пьедестала великих учителей человечества Песталоцци или Герберта?»
Удивительные все же вопросы для деятелей Государственной Думы, не правда ли?
Анатолий ЦИРУЛЬНИКОВ, член-корреспондент Российской академии образования
Опрос
К чему приведет отмена отсрочек для сельских педагогов? Об этом мы решили спросить директоров сельских школ, а также главного специалиста Комитета по образованию одного из муниципальных районов Омской области
Светлана ЛЫХЕНКО, директор Екатеринославской СОШ Щербакульского района:
– Казалось бы, отмена отсрочки для сельской школы – это плохо. Были хоть какие-то мужчины, теперь и их не будет. Разумеется, мужчин-учителей должно быть как можно больше, они умеют давать детям большую степень самостоятельности. Но… Я тщательно подбирала «сильный» коллектив. Качество мужских «кадров» важнее их количества. Вероятнее всего, за тех, кто работает только ради отсрочки, и держаться не стоит. Я вообще не уверена, что человека можно удержать в сельской школе какими бы то ни было льготами. Наша школа дружит с агрофирмой, которая предоставляет учителям жилье – не плохонькое, а двухуровневые коттеджи. И все же учителя английского языка мы не могли найти долго. Кроме комплекса льгот и хорошей зарплаты, нужно все же призвание.
Тамара ФАТЕЕВА, главный специалист Комитета по образованию администрации Черлакского муниципального района:
– Далеко не все молодые люди, закончив вуз, способны сразу понять, чего хотят от жизни. Многие в самом деле приходят в сельскую школу из-за отсрочки – оглядеться, подумать. Не хочу их осуждать. По-моему, пойти в школу в наше время – не меньший подвиг, чем в армию. Некоторые уходят, переждав призывной возраст. Но большинство остается, прирастает к детям. Потому что понимают – случайно сделали неслучайный выбор. Надо просто обеспечить всем молодым специалистам нормальный уровень жизни.
Фаина БЕЛЯЕВА, директор Иртышской СОШ Черлакского района:
– Нисколько не пожалею о том, что в нашу школу не придут парни только из-за отсрочки. У нас, собственно, был такой: поработал в школе – не вышло. Быстренько женился, завел ребенка – тоже не сложилось. Человек, который ищет легкие пути, будет искать их всегда и везде. Зачем он школе?
Елена СОКОЛОВА, директор Дружинской СОШ Омского района:
– У нас четверо мужчин, которые выбрали школу в немалой степени из-за отсрочки. Но все они – настоящие. Руки золотые, детей любят, образование хорошее. Преподаватель ОБЖ не служил в армии, но предмет знает лучше любого военного. Двое из наших «орлов» еще не вышли из призывного возраста. Я очень боюсь, что после армии они не вернутся к нам. Хотя они понимают, что школа – это их дело, но как дальше сложится их жизнь? А главное – зачем им в армию? Они и так делают большое дело, воспитывая ребятишек. Вряд ли муштра повысит их педагогическую квалификацию.
Комментарии