Цели: закрепление знаний учащихся о городецкой росписи по дереву; повторение порядка выполнения элементов городецкой росписи; развитие умения работать кистью и красками без карандашного контура; развитие внимания, наблюдательности, фантазии; воспитание в детях эстетического вкуса.
Скажите, что в основном рисовали городецкие мастера? А какие цветы изображены? Здесь основной мотив – цветок. Посмотрите внимательно на эти цветы и скажите: в чем сходство между ними? А в чем их отличие? Что значит симметричная композиция? А теперь мы вместе составим свою композицию. Вы увидели, что кроме цветков изображены и птицы. Образ птицы в славянской мифологии связан с мечтой о небе. Птицы служили посредниками между человеком и небесными силами. Давайте попробуем нарисовать птицу (учитель показывает, учащиеся повторяют). Это была сложная работа. Давайте немного отдохнем. Следующее задание – нарисовать коня (объяснение учителя и самостоятельная работа учащихся, в завершение – оценка работ).
Оборудование:
– динамическая доска;
– разделочные доски городецких мастеров;
– наглядный материал на бумаге с элементами городецкой росписи;
– музыкальное сопровождение: мелодии из русских народных песен;
– карта России.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Возьмем же в руки кисти, краски
И вместе сочиним урок.
2. Сообщение темы и цели урока.
Тема урока «Городецкая роспись». Сегодня мы закрепим ваши знания о городецкой росписи, с которой вы знакомились в 5-м классе; нарисуем основные элементы городецкой росписи – птицу и коня. Дома, используя полученные на уроке умения, вы сами попробуете создать собственную композицию из элементов городецкой росписи. Поэтому будьте внимательны.
3. Рассказ учителя
Городецкая роспись необычная,
Композиция здесь
симметричная.
В букеты собраны цветы
необычной красоты.
Рисунки яркие мерцают,
Оживка белая их оживляет.
На Волге, недалеко от Нижнего Новгорода, в городе Городце на фабрике создают деревянные расписные изделия: детскую мебель, посуду, сундуки, прялки и многое другое. Роспись яркая, живописная. Мастера любят изображать букеты цветов, птиц с необычными хвостами, гордых коней с изогнутой шеей, а также сцены из жизни. (Показ репродукций работ).
Учитель: Скажите, что в основном рисовали городецкие мастера?
– Цветы, птиц.
Учитель: А какие цветы изображены?
– Купавка и розан.
Учитель: Здесь основной мотив – цветок. Посмотрите внимательно на эти цветы и скажите: в чем сходство между ними?
– Круглая форма.
– Лепестки дужками.
– Белая оживка.
Учитель: А в чем их отличие?
– У купавки центр цветка смещен, а у розана он посередине.
(Демонстрируется динамическая таблица, чтобы объяснить композицию изображаемого).
Учитель: Что значит симметричная композиция? А теперь мы вместе составим свою композицию.
Учитель: Вы увидели, что кроме цветков изображены и птицы. Образ птицы в славянской мифологии связан с мечтой о небе. Птицы служили посредниками между человеком и небесными силами. Давайте попробуем нарисовать птицу (учитель показывает, учащиеся повторяют).
Учитель: Это была сложная работа. Давайте немного отдохнем.
4. Физкультминутка
Вверх руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, ими помашем –
Это к нам птицы летят.
Где они сядут, тоже покажем
Руки сомкнули назад,
Встали, встряхнулись,
всем улыбнулись
И сели работать опять.
Учитель: Следующее задание – нарисовать коня (объяснение учителя и самостоятельная работа учащихся, в завершение – оценка работ).
5. Итог урока
– Какие цвета используют в росписи? Какой фон?
– Назовите элементы городецкой росписи.
– Что заставляет изображение мерцать?
– Что вы научились рисовать?
– Поднимите руку, кто на уроке поставил себе «5»?
6. Домашнее задание
Составьте дома композицию из элементов городецкой росписи.
Комментарии