12 марта 1714 года по указу Петра I в Российской империи открылись цифирные школы для обучения «малых ребяток из разных чинов».
В указе Петра Великого предписывалось: всем губерниям и провинциям империи открыть на своих территориях цифирные школы, где в обязательном порядке должны обучаться дети от 10 до 15 лет.
Справедливости ради заметим, что первая «цифровая ласточка» залетела в столичную Школу математических и навигацких наук в виде подготовительного класса, где обучали азам геометрии и арифметики, еще в 1701 году.
Тогдашние ученики первые в своем отечестве освоили международный язык математики – арабские цифры. Это позволило упростить, доставшуюся от древнегреческих ученых, систему буквенного подсчета, когда умножались или складывались большие числа. Знание арабской цифири по своему значению ничуть не уступало владению любым иностранным языком.
Любопытные факты. Арифметические от обычных школ мало чем отличались в методах воспитания. Будущую «техническую интеллигенцию» России очень даже охотно подвергали телесному наказанию, даже за малейшие провинности.
В 1715 году Школу математических и навигацких наук переместили из Москвы в Петербург. С этого момента стали создаваться цифирные школы во всей России. Распоряжением Петра I было направлено в разные губернии по два выпускника питерской школы, овладевших геометрией, географией и арифметикой, дабы на местах они обучали наукам «молодых ребяток из всяких чинов людей».
Буквально на следующий год в двенадцати городах страны заработали цифирные школы. К 1722 году в России насчитывалось уже тридцать подобных учебных заведений. Светские начальные школы, созданные по велению Петра I, произвели революцию в российском образовании.
Любопытные факты. Учеба в арифметических школах была обязательной. Попытка увильнуть от нее каралась призывом на военную службу и запретом жениться. «Не хочу учиться, а хочу жениться», – эта реплика Митрофанушки из комедии Фонвизина «Недоросль» как раз об этом. Именно «недорослями» хлестко называли юношей, бросивших учебу в цифирной школе.
Под конец правления Петра I практически каждая российская губерния была обеспечена двумя школами: светской и духовной. Однако, подобно многим другим начинаниям, образовательная система царя-реформатора после его кончины очень быстро деградировала.
Арифметические школы просуществовали сравнительно недолго. Тем не менее, они успели решить ключевую задачу в сфере российского просвещения. Многие выпускники цифирных школ нашли свое призвание в государевой службе на благо Отечества, везде, где требовались крепкие знания и высокий профессионализм.
Бесценна роль знаменитой «Арифметики» – учебной энциклопедии Леонтия Магницкого, который составил ее по велению императора. В свой звездный час она оказалась в руках Михайло Ломоносова и коренным образом изменила не только судьбу поморского юноши, но и России.
Комментарии