search
main
0

ОГЭ прошло, выводы сделаны, планы намечены

​На сайт Департамента образования поступило обращение мамы девятиклассника, обучающегося школы №2074 (поселение Кленовское), который получил неудовлетворительные результаты по русскому языку и математике. Суть ее претензий состояла в несоответствии текущих школьных оценок и личных ожиданий фактическим результатам, полученным на экзаменах. В этой школе был 21 участник ОГЭ, из них трое получили двойки по русскому языку и математике.

Анализ причин неудовлетворительных результатов ОГЭ, конечно, следует искать в том, как организована деятельность коллектива школы для создания условий получения качественного образования. Под условиями надо понимать содержание образовательных программ, применяемые образовательные технологии, квалификацию учителей, причем всех ступеней образования. Зачастую мы выявляем факты, когда текущие оценки, выставляемые педагогами школ в течение года обучения, не соответствуют полученным результатам на экзаменах, когда в школах плохо налажены индивидуальные формы работы с отстающими детьми. Соответственно ни родители, ни сам ребенок не могут адекватно оценить уровень знаний и прогнозировать свой дальнейший выбор в профессиональном образовании. Так возникает никому не нужный самообман на предмет качества полученного образования, а когда в итоге самообман вскрывается в виде двоек, это становится большим стрессом для детей и их родителей, да и время упущено.Окружное управление провело анализ сложившейся ситуации и выявило, что в 9-м классе школы №2074 за последние несколько лет сменились три учителя русского языка; математику в классе преподавал учитель физики (по дополнительной нагрузке), для которого математика не основной предмет; неудовлетворительной была работа по контролю за организацией образовательного процесса завуча по учебной работе. Для девятиклассников шла подготовка к экзаменам за дополнительную плату, между тем в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 №706 платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований, поэтому эти средства школа должна вернуть родителям. Следует отметить, что дети, дополнительно занимавшиеся с репетитором – учителем, проживающим в поселении Кленовское, но работающим более чем в 30 км от дома, в Южном Бутове, получили удовлетворительные результаты на экзаменах. Закономерный вопрос к администрации школы: почему при сложившейся достаточно высокой средней заработной плате педагогических работников в школе, 59 тысяч рублей, учитель выбирает территориально отдаленное место работы?Возникает вопрос об ответственности за эту ситуацию. На основании анализа выявленных нарушений мы предложили администрации школы рассмотреть персональную ответственность за результаты деятельности коллектива. Однако коллектив школы вместо анализа сложившейся ситуации и помощи детям в выборе дальнейших действий вступил в переписку с окружным управлением образования, выступив в защиту директора школы Александры Трофимовой, которая проработала в школе более 40 лет. В окружном управлении было проведено совещание с руководителями образовательных комплексов, на котором мы рассмотрели результаты прохождения ОГЭ в округе, по результатам этого совещания директор школы №2074 Александра Трофимова приняла решение о прохождении досрочной аттестации на соответствие занимаемой должности, необходимые документы были направлены в Департамент образования, однако позже директор передумала и написала заявление об увольнении по собственному желанию. Разумеется, были приняты меры дисциплинарного характера: завуч по учебной работе получила выговор, учитель русского языка также приняла решение об увольнении, учитель математики получила выговор и с нового учебного года будет освобождена от преподавания математики в школе, так как ее основная обязанность – преподавание физики. Но мы понимаем, что надо принимать не только карательные меры, но, что важнее, изначально задавать условия для качественного образования, в этом процессе должны быть задействованы все участники образовательного процесса: педагогический коллектив, дети, их родители, органы государственно-общественного управления.В настоящее время проходит процедура реорганизации путем создания образовательного комплекса на базе школы №2073 (пос. Вороновское) с включением в комплекс школ №2074, 2078, 2073 и 5 ДОУ, исполнение обязанностей руководителя возложено на директора школы №2073 Ольгу Марасанову. В школе идет работа с детьми, получившими неудовлетворительные результаты по двум предметам. Для детей школы №2074 принято решение о подготовке летом на базе школы №2073 к возможной пересдаче экзаменов по этим предметам, эта работа будет продолжена в новом учебном году. Учащимся предложено пройти повторное обучение в 9-м классе с возможностью выбора формы обучения. С мамой, обратившейся в Департамент образования, в окружном управлении была проведена встреча, разъяснен порядок продолжения обучения в соответствии с законодательством, семья предварительно выбрала форму очно-заочного обучения как наиболее психологически комфортную для самого ребенка. При этом расходы, связанные с обучением этих детей, школа будет нести самостоятельно (без увеличения субсидии на выполнение государственного задания).Низкое качество обучения выявлено не только в этой школе. Всего в округе 31 ученик (1,6% от всех сдававших ОГЭ) показал неудовлетворительные результаты по русскому языку и математике, эти дети учились в 11 школах из 45 школ ТиНАО. Усиление контроля и прозрачности проведения государственной итоговой аттестации показало реальную картину качества обучения и в целом проблемы управления системой образования в округе. Руководители школ, в которых выявлены неудовлетворительные результаты ГИА, пройдут досрочную аттестацию на соответствие занимаемой должности, мы рассмотрим персональный состав управленческих команд по каждому образовательному комплексу ТиНАО с учетом стажа работы, квалификации результатов прохождения тестирования по профилю деятельности. По итогам рассмотрения могут быть приняты решения об изменениях управленческих команд.В каждой школе, в которой обнаружены отрицательные результаты ГИА, уже проведены педагогические советы, сделан самоанализ деятельности и разработан план мероприятий как для девятиклассников, так и для остальных учащихся старших классов с низкой успеваемостью, по дальнейшему сопровождению этих детей – индивидуальное обучение, дополнительные занятия. В новом учебном году будет продолжена практика участия всех школ и обучающихся в независимой диагностике знаний, организуемой МЦКО. Особое внимание при анализе результатов будет уделено 7-9-м классам для возможного выявления детей группы риска и принятия необходимых мер, в том числе для организации дополнительных занятий. Место проведения диагностики для школьников будет определено в других школах для адаптации детей к условиям и требованиям проведения ОГЭ. При выявлении негативных результатов и невозможности школ самостоятельно решить задачи обеспечения минимального уровня образования обучающихся таким школам будет рекомендовано проведение образовательного аудита в части анализа условий и факторов, влияющих на образовательные результаты, с последующей выработкой рекомендаций или даже разработкой внутришкольной программы повышения качества образования. Мы организуем прохождение учителями-предметниками тестирования по материалам, аналогичным тестам ЕГЭ и ОГЭ, об этом у нас есть договоренность с МЦКО. Важным инструментом мотивации педагогических работников остается механизм оплаты труда. Он и сейчас используется, но, видимо, пришло время его усовершенствовать в соответствии с новыми условиями. Здесь акцент делать необходимо на пересмотре существующих показателей стимулирования педагогических работников и отработке механизмов стимулирования. До сентября будут разработаны общий формат положения о стимулировании педагогических работников школ в части показателей, устанавливающих взаимосвязь с образовательными результатами, рекомендации по увеличению доли стимулирующих выплат в ФОТ, также будет рассмотрено предложение о закреплении стимулирующих выплат учителям за достижения прошедшего учебного года сроком на год. Следствием этой работы будет постепенное внедрение в педагогических коллективах эффективного контракта, устанавливающего взаимосвязь между эффективностью деятельности учителя и его заработной платой.В новом учебном году в округе будет внедрена комплексная программа по повышению качества образования, одним из важнейших направлений этой программы мы также считаем работу с педагогическими кадрами. Первый шаг уже сделан: в июне проведена серия семинаров для педагогов округа, в которых участвовали почти 300 человек. Отличительной особенностью этих семинаров была возможность создания каждым педагогом собственного проекта, который он смог бы реализовать в своем учреждении. Что важно, такие семинары позволяют выявлять талантливых педагогов, дают импульс их профессиональному развитию. Мы должны таких педагогов поддерживать, чтобы затем их опыт передавать в другие школы.Как один из инструментов управления качеством обучения мы будем использовать работу с активом ученического самоуправления. Это решение – результат обращения самих детей одной из школ ТиНАО в окружное управление образования по поводу некачественной подготовки к ГИА. В июне мы провели первую встречу с председателями ученического самоуправления по поселениям с обсуждением проблемы привлечения самих обучающихся к оценке образовательных результатов и факторов на них влияющих, так как это позволит более оперативно реагировать на проблемы, возникающие в школах при организации образовательного процесса. Сами обучающиеся должны быть вовлечены в оценку организации образовательного процесса, показывать взрослым свое видение – что хорошо, какие проблемы возникают в школьной среде во время учебы, при подготовке к экзаменам.Нельзя не учитывать, что есть специфика организации образовательного процесса в бывших сельских малокомплектных школах, особенно это относится к самым отдаленным школам Троицкого округа. Задача по обеспечению выбора профильного направления старшеклассниками в этих школах мы будем решать в рамках создания образовательных комплексов, в которых есть школы, на базе которых можно организовывать различные образовательные программы. Мы считаем, что необходимо создавать для отдаленных школ округа ресурсные условия для повышения качества образования. Это возможности дистанционных технологий, для чего жизненно необходимо устойчивое интернет-соединение; это организация подвоза старшеклассников в школы, обеспечивающие профильный выбор образовательных программ, на различные мероприятия в другие округа Москвы, которые также дают дополнительное образование и расширяют возможности будущего профессионального самоопределения. По этому направлению мы нашли поддержку Департамента образования, наша же задача – приложить максимум усилий по развитию системы образования округа.Алексей АЛЕКСАНДРОВ, начальник Управления образования ТиНАО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте