Весна и лето 2020 года вошли в историю как период больших перемен. Сначала наш мир оказался в состоянии неопределенности, будто бы попал в невесомость и потерял на время точку опоры. Но физические законы отменить нельзя, а потому очень быстро выстроился новый порядок жизни. Однако тревога еще осталась, а вместе с ней понимание, что к возможной неопределенности нужно готовиться ежедневно, чтобы ничто не застало нас врасплох. И поэтому стоит уже сейчас задуматься о подготовке к основному государственному экзамену учащимся девятых классов. В прошлом учебном году не удалось испытать на практике новую модель экзамена, и от этого еще актуальнее стоит задача отработки заданий нового типа, которые появились в КИМах. Помощь в этом может оказать пособие издательства «Экзамен» Е.Е.Камзеевой «ОГЭ 2021. Физика. 30 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий».
На сайте ФГБНУ «ФИПИ» уже опубликованы проекты контрольно-измерительных материалов 2021 года. Напомню коллегам, что максимальный балл за выполнение всех заданий работы увеличился с 43 до 45 баллов.
Большинство заданий осталось без изменений. Но в пособии вы найдете много новых формулировок и новых примеров реальных процессов, описанных на языке физических задач. Разные подходы к решению задач и большое количество вариантов – отличная база для творчества учителя и тренировки учеников.
К тексту физического содержания вместо двух заданий с выбором одного верного ответа предлагается одно задание на множественный выбор.
Например, к тексту «Цвет предметов» дается следующее задание:
19. Выберите два верных утверждения, которые соответствуют содержанию текста. Запишите в ответ их номера.
1) Коэффициент отражения численно равен отношению светового потока, отраженного телом, к световому потоку, падающему на тело.
2) Для сажи коэффициенты пропускания и отражения близки к единице для всех длин волн.
3) Для непрозрачных тел коэффициент пропускания равен нулю для волн красной части спектра.
5) Прозрачные тела всегда имеют одинаковый цвет в проходящем отраженном свете.
Ответ:
Увеличилось число заданий с развернутым ответом: добавлена еще одна качественная задача. Задание 21 построено на контексте учебных ситуаций, преимущественно на прогнозировании результатов опытов или интерпретации их результатов.
Вариант 2. Турист разжег костер на привале в безветренную погоду. Находясь на некотором расстоянии от костра, турист ощущает тепло. Каким способом в основном происходит процесс передачи теплоты от костра к туристу?
Задание 22 построено на практико-ориентированном контексте.
Вариант 6. На одну чашу рычажных весов поставили сосуд с горячей водой, а на другую – уравновешивающие его гири. Нарушится ли (и если нарушится, то как) равновесие весов с течением времени? Ответ поясните.
В контрольно-измерительных материалах расширилось содержание задания 17 (экспериментальное задание на реальном оборудовании). К проведению косвенных измерений добавлено исследование зависимости одной физической величины от другой, включающее не менее трех прямых измерений с записью абсолютной погрешности. Приведем пример задания из варианта 13.
17. Используя рычаг, линейку, три груза, штатив и динамометр, соберите установку для исследования равновесия рычага. Три груза подвесьте слева от оси вращения рычага следующим образом: два груза на расстоянии 12 см и один груз на расстоянии 6 см от оси. Определите момент силы, которую необходимо приложить к правому концу рычага на расстоянии 12 см от оси вращения рычага для того, чтобы он оставался в равновесии в горизонтальном положении. Погрешность измерения силы с помощью динамометра принять равной ±0,1Н, погрешность измерения расстояния с помощью линейки принять равной ±2 мм.
В бланке ответов:
1) зарисуйте или опишите схему экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчета момента силы;
3) укажите с учетом погрешности результаты измерений приложенной силы и длины плеча;
4) запишите числовое значение момента силы.
Следует отметить, что в сборнике представлено большое количество разных вариантов заданий, что дает возможность учителю качественно организовать работу по подготовке к экзамену в разных форматах: проводить промежуточные контрольные работы, экспресс-тестирования, давать задания на дом.
Для педагогов и учащихся в пособии приведены подробные ответы и решения заданий. Это особенно важно при самоподготовке к ОГЭ. Бланки ответов позволят отработать механизмы внесения ответов.
Пособие издательства «Экзамен» прошло научно-методическую оценку ФГБНУ «ФИПИ», а это значит, что материалы сборника были изучены и проверены экспертами-предметниками (физиками) ФИПИ и тестологами.
Хочется выразить благодарность автору Елене Евгеньевне Камзеевой не только за подготовку данного пособия, но и за качественную работу по разработке заданий ОГЭ по физике.
Дорогие выпускники, прислушайтесь к высказыванию: «Если можно тренировать руки и ноги, то почему нельзя тренировать мозг?». Пусть эта цитата Григория Перельмана поможет вам при подготовке к основному государственному экзамену по физике.
Алла ВОЛКОВА, учитель информатики и физики высшей квалификационной категории, почетный работник общего образования Российской Федерации, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015, Липецк
Комментарии