Весна – время готовиться к новому году
– Если ты завуч, то это на всю жизнь, – любит приговаривать моя знакомая. Себя Галина Ивановна относит к этой когорте вот уже пятнадцать лет. Наши разговоры в основном крутятся возле обязанностей, которых у помощника директора не счесть. Галина Ивановна часто упрекает: вот вы в газете разберитесь, что обязан, а что не обязан делать завуч. А то считается, что правая рука директора все должна, иногда приходится даже учебники выдавать.
Конечно, я интересовалась, спрашивала юристов Министерства образования, нашего профсоюза. Все обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе определены приказами, инструкциями, которых немало. Мне перечисляли семь или восемь нужных справочников. Во-первых, это Сборник приказов и инструкций Минпроса, выпущенный в 78-м году. Книга Горской и Чураковой “Организация учебно-воспитательного процесса в школе” 1986 года. Конечно же, “Азбука школьного управления” М. Портнова, изданная в 91-м, “Эта “скучная” наука управления” Е. Ямбурга и “Управление современной школой” М. Поташника.
Проштудировав все эти издания, можно вычленить обязанности завуча. Они уместятся в пределах десяти пунктов. Завуч школы:
– обеспечивает качество преподавания и выполнения учебных программ;
– осуществляет внутришкольное руководство, организует на основе устава учебно-воспитательный процесс, контроль за работой учителей, за качеством знаний учеников, обеспечивает работу предметных кружков и факультативов;
– регулирует учебную нагрузку учеников, осуществляет контроль за правильностью оценки их знаний;
– составляет расписание учебных занятий, готовит отчеты о состоянии учебно-воспитательной работы;
– участвует в расстановке педагогических кадров;
– заботится об оснащении учебных кабинетов пособиями, электронно-вычислительной техникой, курирует библиотеку, организует пополнение методического кабинета нужной литературой;
– контролирует ведение классных журналов, дневников учеников, проверку педагогами письменных работ;
– организует подготовку и проведение экзаменов;
– организует работу с родителями, направляет деятельность классных руководителей.
Конечно же, заместитель директора школы должен хорошо знать педагогику, психологию, передовые достижения педагогической науки, предусматривать главные магистральные направления в деятельности школы.
Основу деятельности завуча составляет руководство учебно-воспитательным процессом. Поэтому он должен четко выделить главные направления в этой работе и спланировать их на учебный год, месяц, неделю, на каждый день. Ежедневно завуч должен работать с расписанием, вести журнал учета пропущенных и замещенных уроков. Ежедневная работа с педагогическими кадрами включает посещение уроков, классных часов, факультативов, участие в различного рода методических совещаниях, индивидуальную работу с учителями. Кроме того, завуч должен планировать работу с отдельными учениками, контроль за качеством знаний школьников, проверки выполнения программ и т.д. Завуч активно участвует в работе по аттестации учителей. Поэтому он, как никто, должен иметь представление о деятельности каждого педагога.
Чтобы нагрузка была равномерной, нужно в течение всего учебного года распределить мероприятия по дням недели, месяцам. Тогда намного будет легче справляться со всем объемом работ. Формы плана могут быть самыми разнообразными. Исходя из опыта, уже в мае необходимо предварительно обсуждать план работы школы на новый учебный год, а в июне нужны окончательная доработка и оформление этого плана. В мае деятельность завуча ориентирована в основном на составление, утверждение расписания экзаменов, консультаций, составление графика дежурств администрации и учителей на экзаменационный период. В этом месяце во многих школах окончательно уточняют учебную нагрузку учителей и классных руководителей, проводят итоговые проверки всей школьной документации.
План работы школы на новый учебный год должен быть четким, конкретным, компактным, обеспечивать возможность проверять запланированное. Молодым завучам можно посоветовать ознакомиться с книгой В. Симонова “Директор школы об управлении учебно-воспитательным процессом”. Она издана в 1987 году.
Надежда СЕМЕНОВА
Комментарии