search
main
0

Официоз

“Старается”, “небрежен…”

На наши вопросы отвечает Наталья ВИНОГРАДОВА, зав. Центром начальной школы Института ОСО РАО, доктор педагогических наук, профессор:

– Наталья Федоровна, что надо исправить в сегодняшней системе оценивания школьников?

– Если мы рассуждаем о гуманизации образования, об учете особенностей ребенка, мы неизбежно приходим к выводу, что нужно изменить контролирующую оценивающую деятельность, так как она по сути своей авторитарна. Даже если учитель замечательный – добрый, не кричит и т.д., все равно все подходы к контролирующей, оценивающей деятельности в начальной школе построены на том, что ученик в ней не участвует. Более того, ребенок контроля боится! А по логике он должен хотеть проверить, что у него так, а что не так. Это первое.

Второе. Мы проверяем то, что ребенок не знает, – вот в чем дело! Мы не говорим, что он знает, то есть сам подход к оценке личностно для ребенка не значим. Его все время, как щенка, носом тыкают: “не выучил”, “не знаешь”, “не думал”… Третье. Ребенок сам себя оценить не может. Да он и не имеет права себя оценивать. Ему говорят: “Проверь и исправь ошибку…” И за найденную им же ошибку его наказывают! К тому же за два исправления отметка снижается на балл. Ребенка похвалить нужно – он нашел и исправил ошибку, то есть сам себя проконтролировал. И дети начинают приспосабливаться – перестают искать ошибки, им это не нужно.

– К тому же, насколько мне известно, учителя по-прежнему исправляют ошибки красным цветом и очень редко, например, зеленым…

– Совершенно верно. Красный цвет – цвет опасности, агрессии… Хочется поскорее закрыть то место, где исправлена ошибка. Это мелочь, но мелочь серьезная…

Следующая болевая точка. Что такое контроль? Умение предвидеть. Наш ребенок предвидеть не умеет. Мы можем писать грамотно, когда знаем, где мы можем совершить ошибку. Видим трудное слово, начинаем вспоминать правило, думать, как его применить… А когда контроль не развит, нет необходимости это делать. Я сначала делаю ошибку, а потом учусь ее исправлять. То есть мы изначально формируем у ученика ситуацию ошибки!

Сейчас совместно с Министерством образования мы разрабатываем новые подходы к оцениванию учеников. Что здесь важно? Нужно формировать у ребенка контролирующую деятельность. Мы не имеем права оценивать ребенка, тем более оценивать негативно, пока не будем уверены, что он адекватно принимает наши отметки. Именно поэтому мы категорически против отметочного обучения в 1-м классе. Первоклассник и даже второклассник принимает отметку не как оценку его деятельности, а примерно так: “Она меня не любит, поэтому ставит тройку…”

– Это бывает и в среднем звене, и в старшем. Особенно часто, если у человека завышенная самооценка…

– Поэтому мы и должны научить ребенка сравнивать свою работу с образцом, эталоном. Передовые учителя уже давно пользуются таким методом – не исправляют ошибку, а подчеркивают слово или строчку, где она сделана. То есть работа над ошибками заключается не в простом переписывании слов, а собственно в исправлении.

Следующий момент. Ребенок должен иметь право выбрать работу в соответствии со своими возможностями. Обычно у нас всего два варианта контрольных работ, а ведь можно сделать по уровням – эта на “три”, эта – на “четыре”… Выбери, а учитель поможет. Вот и будет формироваться адекватная самооценка. Дальше. Сейчас весь контроль идет “сверху”. Это неверно. Мы должны идти от минимального удовлетворительного уровня. Тройка должна рассматриваться не как посредственная отметка, близкая к “плохо”. Это минимальное удовлетворительное требование, исходная точка отсчета. С тебя требуют это, но ты можешь и больше! У ребенка появляется мотивация деятельности.

– В некоторых школах вообще нет отметок. У Шалвы Амонашвили, например…

– У нас несколько иначе. Надо приучать ребенка к отметке со второго класса. Иначе как он будет учиться в среднем звене? Но ребенок должен знать, что определяет отметка, что за ней стоит. Дети не знают норму отметок. Тем более что учителя ставят их за все: грязь, забытую тетрадь… Именно поэтому мы предложили разделить отметки. Сделать отметку за содержание работы, результат деятельности (диктанты, контрольные работы и т.д.) и ввести еще одну отметку – за общее впечатление от работы: “старается”, “небрежен”… Ставить их будем дробью. В журнал отметка за общее впечатление не ставится. Она для ученика. А пресловутая усредненная отметка исчезает.

Наталья САВЕЛЬЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте