search
main
0

Официоз

Вместо пенсии пока инструктивное письмо

На наши вопросы отвечает Наталья Морозова, начальник отдела практической психологии и охраны здоровья Минобразования России, кандидат психологических наук.

– Наталья Васильевна, давайте начнем с определения психологической службы.

– Психологическая служба сейчас органически входит в существующую в России систему образования. Согласно Положению о службе практической психологии Минобразования России, которое утверждено приказом министерства ╧ 636 от 22 октября 1999 года, под службой понимается некая организационная структура. Поясню. В службе три уровня. Первый – первичная помощь всем субъектам образовательного пространства, то есть детям, их родителям, педагогическим работникам. Никому из них служба в помощи отказать не может. Первичная помощь осуществляется везде – в детских дошкольных заведениях, школах, лицеях, гимназиях, училищах, в дополнительном образовании… До вузов. В каждом из этих учреждений введена ставка педагога-психолога.

– Кто решает, сколько педагогов-психологов будет работать в школе?

– Директор школы или другого образовательного учреждения. Ставки психологов определяются в пределах фонда заработной платы. И если директор видит реальную пользу и реальную отдачу от психологической службы, он заинтересован в том, чтобы служба работала лучше и состояла из профессионалов. Он тогда и материально будет их стимулировать… Рекордное количество психологов, которое я знаю, – 18. В городе Кирове, в обычной школе.

– А второй уровень?

– Это специализированная помощь. Сейчас туда входят два типа образовательных учреждений. Это центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи и психолого-педагогические и медико-педагогические комиссии. Здесь работают психологи, медики, социологи, юристы… Помимо профильной помощи клиенту, они оказывают помощь коллегам из образовательных учреждений. Сейчас таких центров в России более 500 (в Москве их – 28). Специалисты работают в них бригадой как консилиум. А комиссии определяют для “трудного” ребенка тип и вид образовательного учреждения.

Третий уровень – научно-методическое и кадровое обеспечение.

– Расскажите, пожалуйста, о сегодняшней нормативной базе.

– Она очень большая. Есть сборник нормативных документов федерального уровня. Он будет переиздаваться. Радует то, что во всех субъектах Федерации выпускают свои сборники, отражающие и федеральный, и региональный компонент. Везде свои особенности. Вопросы возникают там, где нет представления о документах, либо там, где органы управления образованием нарушают или неправильно трактуют имеющиеся документы. Например, учитель проработал в школе десять лет, у него 12-13-й разряд, и он получил образование педагога-психолога. Ему не имеют права понизить разряд, так как сохраняется его педагогический стаж. Но это часто неправильно трактуют, и стаж не засчитывается.

– Скажите, положена ли педагогу-психологу пенсия по выслуге лет?

– Она пока отсутствует. Есть только инструктивное письмо. Например, у психолога 36 часов. Мы рекомендуем: 24 – на рабочем месте, а 12 – использовать на повышение профессиональной квалификации. А в школах психолога часто заставляют работать 24 часа плюс 36 часов!

– А какое количество детей должно приходиться на одного психолога?

– В 1996 году на коллегии мы решили – не более 500 детей на ставку педагога-психолога. И что же? В 1997-1998 годах в сельских, вечерних школах, в детских садах тут же психологов посокращали. Если 500 детей – ставка, то что такое 100-150 детей? Четверть, половина ставки? То есть опять вольная трактовка. А кто же останется на четверть ставки? Она ведь и так небольшая – 300-400 рублей! Поэтому сейчас мы не даем никакой числовой нагрузки.

Наталья САВЕЛЬЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте