search
main
0

Официально

20 мая 1999 года в первом, а 16 ноября 1999 года во втором чтении были приняты два законопроекта «О мерах РФ по предотвращению нарушений основных прав и свобод граждан РФ и российских соотечественников в Латвийской Республике» и «О мерах по оказанию гуманитарной помощи гражданам РФ и российским соотечественникам, постоянно проживающим в Латвии, в связи с массовым нарушением прав человека и прав русского народа в Латвийской Республике». Оставалось совсем немного – третье чтение, но в апреле 2000 года законопроекты были возвращены ко второму, и только 11 февраля 2004 года по предложению депутата Константина Затулина Госдума РФ поручила Комитету по делам СНГ и связям с соотечественниками внести эти законы на рассмотрение в третьем чтении. Тогда же были приняты, а затем подписаны президентом Латвии поправки к Закону «Об образовании». По мнению Константина Затулина, это случилось как раз в то время, когда Россия должна была законодательными и иными мерами предотвращать дальнейшие нарушения прав и свобод российских граждан и соотечественников в Латвии.

О чем думает власть…

Но в марте 2004 года Дума получила официальный отзыв Правительства РФ, подписанный вице-премьером Александром Жуковым. Правительство законопроекты не одобрило. По его мнению, законопроекты не имеют самостоятельного предмета правового регулирования – отношения в области поддержки соотечественников за рубежом, а также внешнеторговой деятельности урегулированы законодательством РФ. Например, действует ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом», которым установлено принятие мер, предусмотренных нормами международного права по защите их интересов. Другой закон – «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» позволяет принимать ответные меры в области внешнеторговой деятельности в тех случаях, когда иностранные государства делают шаги, нарушающие политические интересы РФ. Правительство посчитало, что можно принять меры по отношению к иностранному государству, чтобы заставить его выполнять международно-правовые обязательства в области прав человека, но только в том случае, когда такие нарушения признаются серьезными международным сообществом. По этому поводу приняты решения международных организаций. Без этого Александр Жуков считает санкции против Латвии не только несоразмерными и неадекватными, но и приводящими к почти полному разрыву хозяйственных связей России и Латвии, что в конечном итоге отрицательно скажется на положении русскоговорящего населения, проживающего в этой стране и работающего на предприятиях, попадающих под вводимые ограничения.

Словом, слишком много опасений и не меньше всяких разных соображений. Позиция одна – не дождаться, судя по всему, латышским школам поддержки и защиты России.

…дипломаты

Юлий КВИЦИНСКИЙ, чрезвычайный и полномочный посол, заместитель председателя Комитета по международным делам Госдумы РФ:

– Когда крошка Цахес из Риги хулиганит, то лучше всего поговорить с ним наедине. Вместо этого мы почему-то доказываем, что лучше эту крошку вывести на большой форум, где мы будем участвовать в кулачном бое не только против него, но и против всех его друзей. Мы забываем, что в международных организациях, как правило, одни против ЕЭС и НАТО, мы ведь не члены этих организаций. А крошку Цахеса и его друзей берут туда – в экономический и политический союз. Поэтому наша драка в международных организациях закончится тем, что нам скажут: терпите, проявляйте гибкость и так далее. Нам нужна настоящая политика, которая бы ставила вопрос о переделке латышского государства из мононационального в бинациональное.

…ученые

Аслан АБАШИДЗЕ, профессор РУДН:

– Квалифицируя политику латвийского правительства по отношению к нашим соотечественникам, необходимо отметить, что мы имеем дело с массовыми нарушениями прав человека. В статье 2 Соглашения о партнерстве с Европейском союзом говорится, что уважение демократических принципов и прав человека, определенных, в частности, в Хельсинкском заключительном акте, лежит в основе внутренней и внешней политики сторон и составляет существенный элемент партнерства по настоящему соглашению. Если Латвия хочет быть участником соглашения о партнерстве с РФ, она должна знать: принцип защиты прав государств, на территории которых имеются национальные меньшинства, – уважать права лиц, принадлежащих к таким меньшинствам.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте