С 1 января 2005 года вузовское сообщество начинает жить по-новому. Все правовое регулирование в сфере высшего профессионального образования будет реализовываться только на федеральном уровне и исключительно для федеральных образовательных учреждений. Субъекты Российской Федерации будут лишены права на регулирование вопросов высшего и послевузовского профессионального образования.
Решения, которые касаются создания, организации, ликвидации высших учебных заведений, установления норм труда и нормативов для его оплаты, федеральных нормативов финансирования образовательных услуг, мер социальной поддержки, материального обеспечения различных категорий работников, педагогов, студентов, отныне будут приниматься только для федеральных вузов.
Финансирование федеральных государственных образовательных учреждений теперь отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации.
Финансирование федеральных государственных образовательных учреждений будет осуществляться на основе федеральных нормативов, устанавливаемых Правительством РФ.
Федеральное высшее учебное заведение может самостоятельно определять направления использования средств, полученных за счет бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством РФ, то есть распоряжаться средствами, полученными за счет внебюджетной деятельности.
К компетенции Российской Федерации отнесено установление ставок зарплаты и должностных окладов работников федеральных государственных высших учебных заведений.
По решению Правительства РФ для оплаты труда работников федеральных вузов может применяться иная, отличная от Единой тарифной сетки, система.
Вуз отныне может в пределах имеющихся средств на оплату труда самостоятельно определять размеры должностных окладов работников без установления предельных размеров должностных окладов, а также размеры доплат, надбавок, премий и иных мер материального стимулирования.
Установление дополнительных льгот, видов и норм материального обеспечения для работников вузов (дополнительно к федеральным) не входит отныне в компетенцию субъектов РФ.
Государственные и муниципальные органы управления образованием отныне не имеют права оказывать поддержку общественным организациям и государственно-общественным объединениям в системе высшего и послевузовского профессионального образования, а также учреждать фонды поддержки и развития высшего и послевузовского профобразования.
Работники федеральных вузов теперь лишены возможности бесплатно пользоваться услугами их лечебных подразделений, даже если это оговорено в уставе или коллективном договоре.
Утратили силу статьи 10-11 Закона «Об образовании», которые предусматривали установление льгот и преимуществ, распространяемых на работников образовательных учреждений в зависимости от условий труда. Статья 10 предусматривала выдачу выпускнику высшего и среднего педагогического учебного заведения, прибывшего на работу в сельское образовательное учреждение, единовременного пособия на хозяйственное обзаведение.
С 1 января 2005 года государство отказывается от обязательств по ежегодному установлению доли национального дохода в размере не менее трех процентов расходов федерального бюджета для обеспечения финансирования высшего профессионального образования.
Федеральная программа развития образования как организационная основа государственной политики и государственных гарантий приоритетности образования в РФ впредь будет разрабатываться и утверждаться Правительством РФ.
Государственные вузы, находящиеся по состоянию на 31 декабря 2004 года в ведении субъектов РФ, до заключения соответствующих соглашений остаются в том же ведении и финансируются из соответствующих бюджетов субъектов РФ.
Не позднее 1 января 2007 года федеральные органы госвласти и органы госвласти субъектов РФ должны заключить соглашения о передаче полномочий, предусмотренных законом № 122, относительно вузов, находящихся в ведении регионов и муниципалитетов. Специалисты считают, что такое разграничение полномочий противоречит положениям Конституции РФ, в соответствии с которыми вопросы профессионального образования находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, а также нарушает права граждан, предусмотренные статьями 72 и 76 Конституции.
Отменены нормы, гарантировавшие ежеквартальную индексацию размеров и нормативов финансирования вузов.
Разграничение компетенции между уровнями власти в области образования будет осуществляться по принципу жесткой привязки к уровню финансирования образовательных учреждений.
Высшее профессиональное образование отныне лишено налоговых льгот, а также инвестиционной привлекательности в части непредпринимательской деятельности.
Высшее учебное заведение отныне утрачивает право собственности на имущество и финансовые средства, которые подарены, завещаны или переданы ему каким-либо финансовым фондом, спонсором, организацией.
Продукты интеллектуального и творческого труда, доходы, полученные вузом от собственной деятельности, отныне принадлежат учредителю высшего учебного заведения.
Вуз может распоряжаться средствами, полученными за счет внебюджетных источников.
Вуз имеет право быть арендатором и арендодателем.
Вузу могут установить арендную плату за пользование земельными участками.
Платная образовательная деятельность, которой занимается высшее учебное заведение, оказывая платные дополнительные образовательные услуги, теперь отнесена к разряду предпринимательской со всеми вытекающими последствиями, в частности с уплатой налогов на прибыль.
Высшее учебное заведение имеет право открывать лицевой счет исключительно в органах казначейства, а не в банковских и иных кредитных организациях.
Финансовые средства, не использованные вузом в текущем месяце или квартале, могут быть у него изъяты или зачтены учредителем в объем финансирования вуза на следующий месяц, квартал или год.
Комментарии