Президент России Владимир Путин подписал закон о просветительской деятельности. Напомним, что документ вводит понятие «просветительская деятельность» в Закон «Об образовании в РФ» и запрещает ее использование для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Порядок и условия ведения просветительской деятельности, а также формы контроля за ней установит Правительство РФ. Кроме того, закон обязывает образовательные учреждения получать заключения Минобрнауки или Минпросвещения для подписания соглашений о международном сотрудничестве. Закон вступит в действие с 1 июня 2021 года. До 1 сентября 2022 года образовательные организации должны получить заключения на соглашения о международном сотрудничестве, подписанные до его вступления в силу.
Владимир Путин провел с руководством правительства совещание по вопросам реализации посланий Президента РФ Федеральному Собранию 2019 и 2020 годов. В частности, глава государства обратил внимание на вопросы создания новых мест в яслях и подключения школ к высокоскоростному Интернету. Как сообщила вице-премьер Татьяна Голикова, по итогам 2020 года доступность дошкольного образования для детей до трех лет достигла 92,1%, а количество детей, состоящих в очереди, сократилось в три раза. Планируется, что по итогам 2021 года доступность дошкольного образования составит 98%. Почему не 100? Татьяна Голикова пояснила, что некоторые стройки были приостановлены из-за эпидемиологической ситуации. Кроме того, ряд ассигнований был сконцентрирован в резервном фонде для борьбы с пандемией.
Президент обратил внимание, что стоимость одного места в яслях значительно отличается по регионам: в Волгоградской области она составляет 835,4 тысячи рублей, а в соседнем субъекте РФ, Удмуртской Республике, – 1 миллион 577 тысяч. Владимир Путин поручил правительству взять под особый контроль темпы ввода дополнительных мест в детских садах и их стоимость.
О подключении школ России к скоростному Интернету доложил заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко. По его словам, в рамках региональных проектов и нацпрограммы «Цифровая экономика» к Сети подключено уже 34429 образовательных организаций. До конца года будут обеспечены Интернетом оставшиеся 10733 школы. Будет внедрена система мониторинга, которая позволит контролировать скорость трафика и другие параметры. «Будем отслеживать пропускную способность, чтобы она была не ниже 50 мегабит в секунду для сельских школ и не ниже 100 мегабит для городских, а в труднодоступной местности, где только спутниковая связь, не ниже 1 мегабита в секунду», – пояснил вице-премьер.
Владимир Путин поручил разобраться со стоимостью услуг связи, которые оплачивают школы по стране. Как заметил президент, 22% школ платят за подключение к Интернету в два раза больше средней цены по России, а 6% школ – в три раза больше. На последовавшем совещании в правительстве Дмитрий Чернышенко поручил Минцифры совместно с Минпросвещения и ФАС провести мониторинг стоимости услуг связи в общеобразовательных организациях, а также представить предложения по снижению тарифов.
Государственная Дума приняла в третьем чтении проект закона об административной ответственности за высадку из общественного транспорта детей без билета, которые едут одни, без взрослых. Для водителя штраф составит 5 тысяч рублей. Для должностных лиц, то есть для кондукторов или контролеров, – от 20 до 30 тысяч рублей. Штрафы будут грозить, только если нарушение не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, то есть с ребенком ничего не произошло. В противном случае наступит ответственность по УК РФ.
Проектный комитет под руководством заместителя Председателя Правительства РФ Татьяны Голиковой подвел итоги реализации нацпроекта «Образование» в 2020 году. По данным Минпросвещения России, по итогам 2019‑2020 годов создано более 140 тыс. новых мест для школьников, 5 тыс. центров «Точка роста» для школ в сельской местности и малых городах, а также 71 центр развития цифровых навыков «IT-куб». Обновлена инфраструктура 369 коррекционных школ, отремонтированы спортивные залы и стадионы в более чем 2,3 тыс. школ. Более 20 тыс. педагогов повысили квалификацию в области использования современных технологий, цифровых платформ. Кроме того, в рамках проекта по поддержке школ с низкими образовательными результатами специалисты Рособрнадзора обеспечили методической поддержкой 252 школы из 24 регионов страны. В 2021‑2022 годах помощь получат еще 6 тыс. школ. В сфере дополнительного образования появилось 520 тыс. новых мест.
Количество детских технопарков «Кванториум» увеличилось до 220, из них 85 – мобильные технопарки для детей, проживающих в сельской местности и малых городах. Открылось 27 региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. Также более 11 млн школьников приняли участие в открытых онлайн-уроках, направленных на раннюю профориентацию, а 366 тыс. детей получили рекомендации по построению индивидуальной образовательной траектории в соответствии с выбранной профессией в рамках проекта «Билет в будущее». Кроме того, в регионах создано 29 центров опережающей профессиональной подготовки и модернизировано 1,6 тыс. мастерских в организациях СПО.
Минобрнауки в свою очередь представило итоги реализации федеральных проектов в сфере высшего образования. Так, Россия заняла 12‑е место в мире по присутствию вузов в Топ-500 глобальных рейтингов университетов. По мнению ведомства, проект «5‑100», который завершился в 2020 году, существенно повлиял на развитие российской системы образования и науки. В 2021 году будет запущен новый проект «Приоритет-2030».
На заседании также были рассмотрены итоговые отчеты по 4 федеральным проектам, не вошедшим в состав обновленного нацпроекта «Образование». Два из них – «Поддержка семей, имеющих детей» и «Учитель будущего» – относятся к компетенции Минпросвещения. Так, в 72 регионах появились консультационные центры для оказания помощи родителям в вопросах образования, воспитания и развития детей. Создана инфраструктура, которая ляжет в основу федеральной системы повышения квалификации учителей, проведена диагностика профессиональных дефицитов более 55 тыс. педагогов. С 2021 года реализация этих мероприятий продолжится в рамках федерального проекта «Современная школа».
Совместными приказами Минпросвещения России и Рособрнадзора утверждены особенности проведения государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования (ГИА-9) и среднего общего образования (ГИА-11) в 2021 году. Документы зарегистрированы Минюстом. Итоговая аттестация в 9‑х классах проводится в формах основного государственного экзамена (ОГЭ) или государственного выпускного экзамена (ГВЭ) только по двум обязательным предметам – русскому языку и математике. Участники с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды могут по желанию пройти итоговую аттестацию только по одному из этих предметов на свой выбор.
Итоговая аттестация в 11‑х классах для выпускников, не планирующих поступление в вузы, пройдет в форме ГВЭ по двум обязательным предметам – русскому языку и математике. Участникам, планирующим поступление в вуз, для аттестата достаточно получить положительный результат на ЕГЭ по русскому языку. Участники с ОВЗ, дети-инвалиды могут пройти итоговую аттестацию по одному предмету, русскому языку, в форме ЕГЭ или ГВЭ по своему выбору. С полными текстами документов можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации:
Межведомственная рабочая группа к августу выработает рекомендации по оптимизации количества контрольных и проверочных работ в школах. Об этом сообщил руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев в ходе первого заседания рабочей группы. По его словам, помимо тех контрольных, которые по каждому предмету проводит учитель, в школах проводятся также муниципальные и региональные контрольные работы. Кроме того, существует практика натаскивания учеников к ВПР: учителя проводят по нескольку тренировочных «предпроверочных» работ. «Мы предлагаем дать общие рекомендации, чтобы количество контрольных не зашкаливало», – заявил Анзор Музаев.
В рамках подготовки к заседанию на примере 7‑го класса в семи регионах РФ были проанализированы учебные планы и рабочие программы нескольких школ. Выяснилось, что по русскому языку процент контрольных и других проверочных работ от общего числа запланированных уроков составляет от 11,5 до 20% (средний показатель – 14%), по математике – от 9,9 до 18,5% (средний показатель – 15%), по физике – от 9,7 до 25,9% (средний показатель – 18,6%), по истории – от 8 до 19,8% (средний показатель – 13%), по биологии – от 12,7 до 35,2% (средний показатель – 17%).
Руководитель Рособрнадзора также отметил, что порой происходит подмена понятий, когда различные контрольные работы декларируются как ВПР и ими пугают школьников и родителей. Что касается ВПР, то они нужны прежде всего для выявления возможных пробелов и определения тех школ, которым необходимо оказать методическую поддержку. «По итогам ВПР, региональных и муниципальных контрольных не должны приниматься решения о наказаниях, лишении премий, чтобы учителя не относились к ним с опаской», – подчеркнул Анзор Музаев.
Директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Евгений Семченко считает, что выбирать предметы для ВПР в том или ином классе можно случайным образом накануне их проведения, чтобы школы занимались обучением по всем предметам в течение учебного года, а не подготовкой к проверочным работам. В ходе обсуждения были высказаны предложения более равномерно распределять ВПР в течение учебного года или проводить их осенью как входной мониторинг знаний при начале обучения в следующем классе. Также участники рабочей группы обсудили, насколько целесообразно использовать результаты ВПР при выставлении итоговых оценок.
Комментарии