Под председательством Владимира Путина состоялось заседание Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям. Среди поднятых тем – развитие международного образовательного сотрудничества, проблемы социальной адаптации детей мигрантов, сохранение родных языков народов РФ. Глава Минпросвещения Сергей Кравцов напомнил, что Россия ежегодно принимает ребят из других стран в детских лагерях «Артек», «Орленок», «Океан» и «Смена». В прошлом году из-за пандемии эта практика была приостановлена, но скоро министерство надеется ее возобновить. Кроме того, с начала следующего учебного года планируется запустить проект по образовательному обмену на базе Международного центра образования «Интердом» имени Е.Д.Стасовой. Иностранные школьники будут проходить обучение по российской программе, адаптированной с учетом национальных особенностей образования их стран.
«Наша страна удивительно богата своим уникальным этническим составом, но отдельного внимания и заботы со стороны государства заслуживает и языковое многообразие. На сегодняшний день практически два миллиона наших детей изучают 76 языков народов России, а также литературу на родном языке. Методическое обеспечение этих предметов должно быть системным и постоянным», – отметил Сергей Кравцов. По его словам, в Федеральном перечне с 2019 года представлено 252 учебника по 15 родным языкам. В скором времени туда войдут еще 45 одобренных учебников по семи языкам.
Кроме того, министерство готовит специальную систему оценки индивидуальных образовательных потребностей детей мигрантов, которая не только будет выявлять у ребенка уровень владения русским языком и возможные проблемы при освоении школьной программы, но и позволит в дальнейшем сформировать для него необходимую образовательную траекторию, а также программу психолого-педагогического сопровождения. В пилотном режиме эту систему планируется запустить в начале следующего учебного года.
Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова предложила предусмотреть дополнительные стимулирующие меры для педагогов, которые работают с детьми мигрантов, а также подумать о комплексной адаптации таких ребят – от детского сада и школы до получения профессии.
Совет Федерации одобрил закон о просветительской деятельности. Как отметила председатель палаты Валентина Матвиенко, ряд положений этого закона являются рамочными, их можно трактовать по-разному и очень широко, что и вызвало у многих тревогу. «Соль в том, каким образом нормативные акты расставят все акценты», – сказала она. Спикер Совета Федерации поручила комитетам по образованию и по конституционному законодательству взять под контроль подготовку подзаконных нормативных актов и обсудить их с участием РАН, музейного сообщества и других экспертов. Напомним, что согласно закону порядок и условия ведения просветительской деятельности, а также формы контроля за ней будет определять правительство. Запрещается использовать просветительскую деятельность для разжигания социальной, национальной или религиозной розни, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях. Кроме того, закон обязывает учебные заведения получать заключения Минобрнауки или Минпросвещения для подписания соглашений о международном сотрудничестве.
Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко рассказал о программе развития сети университетских кампусов на территории России, которая создается по поручению президента. Сеть кампусов мирового уровня планируется создать до 2030 года. «Строительство современных студенческих городков не только даст новые возможности для повышения уровня научно-исследовательской работы и качества образования, но также будет способствовать развитию прилегающих к кампусу территорий, обеспечит культурное взаимопроникновение городской и университетской среды. Современный кампус – это многофункциональные трансформируемые образовательные и библиотечные пространства, объекты спортивной инфраструктуры и многое другое», – отметил вице-премьер.
По словам главы Минобрнауки России Валерия Фалькова, в 2022 году начнется реализация трех масштабных проектов: в Академгородке появится современный учебный кампус Новосибирского госуниверситета, в Пучково Калужской области будет возведен новый студгородок для филиала МГТУ имени Н.Э.Баумана, также для Бауманки построят новые корпуса в Москве. Столичный кампус займет 9,3 га. На этой территории будут созданы более полутора десятков междисциплинарных научных кластеров и комплекс современных общежитий на 2300 студентов. По словам министра, в ближайшие четыре года на развитие инфраструктуры вузов будет направлено более 36 млрд рублей. Всего будет построено 36 объектов общей вместимостью 23644 места. Помимо строительства новых кампусов планируются капитальный ремонт и реконструкция существующих жилых объектов вузов.
Минпросвещения России объявило II Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий. Региональный этап стартовал 1 апреля и продлится до 31 августа 2021 года. Федеральный этап пройдет с 1 сентября по 10 декабря. Лучшие работы будут опубликованы в электронном журнале «Вестник образования». Положение о конкурсе опубликовано на сайте https://vkkr.apkpro.ru. Федеральный оператор конкурса – Академия Минпросвещения России. Вопросы, связанные с его проведением, можно направить по электронной почте vkkr@apkpro.ru.
В Москве на площадке агентства ТАСС презентовали отечественную образовательную платформу «Сферум», предназначенную для взаимодействия учителей и учеников. Министр просвещения Сергей Кравцов и глава Минцифры Максут Шадаев в прямом эфире протестировали возможности платформы и подключились к уроку в подмосковной школе.
«Сферум» – часть цифровой образовательной среды, которая создается в соответствии с постановлением Правительства РФ. Платформу разработало совместное предприятие Mail.ru Group и Ростелекома – «Цифровое образование». Сергей Кравцов отметил, что платформа позволит уйти от зарубежных аналогов, при этом информационные технологии не заменят традиционный формат обучения, а будут его дополнять. Например, если ученик болеет и находится дома, он сможет подключиться к классу, чтобы не пропускать тему. С помощью IT-технологий можно более интересно представить тот или иной учебный материал – исторические события, математические факты. Все это учитель может выбрать из проверенного, верифицированного контента. По словам министра, «Сферум» уже апробируется в 15 регионах.
Директор по связям с вузами в Mail.ru Group Сергей Марданов обратил внимание, что «Сферум» – это бесплатная платформа, которая дает педагогам широкий набор инструментов для общения с учениками и родителями. Так, например, для этих целевых аудиторий учитель может использовать функцию связи адресно. «Только учитель определяет, кто может присутствовать при звонке, кто находится внутри класса. Мы поможем коллегам создать онлайн-курс, поможем научить учителей в регионах, чтобы они с сентября смогли использовать «Сферум» ежедневно в коммуникациях с родителями, в общении с учениками, которые не могут присутствовать на занятиях», – сказал Сергей Марданов.
Платформа основана на технологиях социальной сети «ВКонтакте» и интегрирована с государственными информационными системами. Пользоваться ею можно через мобильное приложение «Сферума» для iOS и Android и на сайте сферум.рф.
Рособрнадзор представил новые подходы к лицензированию и аккредитации вузов на совещании с ректорами. «Та модель, которая у нас получится, должна отвечать актуальным мировым тенденциям, – заявил глава ведомства Анзор Музаев. – Она не должна сдерживать развитие отечественной высшей школы, но при этом не должно страдать и качество получаемого образования. Нам нужно избежать ошибок 1990‑х годов, когда открылись тысячи вузов и филиалов, которые просто торговали дипломами».
Предполагается, что и лицензирование, и аккредитация будут бессрочными. При этом предстоит максимально устранить дублирование требований, предъявляемых в рамках двух процедур. В рамках лицензирования образовательная организация должна подтвердить наличие необходимых условий для реализации образовательных программ (помещений, материально-технического обеспечения и т. д.). К соискателям лицензий, которые намерены вести обучение исключительно в дистанционной форме, будут применяться требования, учитывающие эту особенность.
В рамках процедуры аккредитации будет оцениваться качество подготовки обучающихся. Предполагается, что в отношении вузов эту оценку будет проводить Рособрнадзор. Также для оценки качества подготовки планируется проводить мониторинг по определенным показателям, которые совместно разработаны Минобрнауки и Минпросвещения. Новые учебные заведения смогут получить временную госаккредитацию на два года, а проверка знаний, которые студенты приобрели в процессе обучения, будет проведена через определенный период времени.
В случае отказа в госаккредитации образовательная организация сможет повторно пройти эту процедуру через год. В отношении аккредитованных учебных заведений будет проводиться мониторинг с периодичностью 2‑4 года для организаций СПО и 2‑5 лет для вузов. По его результатам образовательная организация может быть отнесена к одной из трех групп риска. В организациях, попавших в группу высокого риска, будут проходить проверки, результаты которых могут стать основанием для приостановки или лишения аккредитации.
Комментарии