Президент России Владимир Путин поддержал предложение министра науки и высшего образования Валерия Фалькова закрепить в законе о науке статус молодых ученых. Об этом шла речь на встрече в Кремле. Валерий Фальков заметил, что сейчас правовой статус молодого ученого, как и само это понятие, не закреплен ни в федеральном законодательстве, ни в региональном. «На уровне подзаконных актов есть разные трактовки, и это не позволяет сфокусировать меры государственной поддержки», – пояснил он. Министр предлагает законодательно закрепить статус молодых ученых как совокупность прав, обязанностей и гарантий. По его мнению, это упорядочит систему мер господдержки и повысит их эффективность.
Государственная Дума приняла во втором чтении проект закона о просветительской деятельности. Напомним, инициативу в ноябре прошлого года внесла группа депутатов и сенаторов. Документ закрепляет в Законе «Об образовании в РФ» понятие «просветительская деятельность», а также запрещает ее использование для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Предполагается, что условия и формы ведения просветительской деятельности, а также порядок контроля за ней установит Правительство РФ. Кроме того, инициатива обязывает образовательные учреждения получать заключения Минобрнауки или Минпросвещения для подписания соглашений о международном сотрудничестве (за исключением договоров об обучении иностранцев). Как отмечали авторы законопроекта, такие нововведения необходимы, чтобы не допустить «негативного иностранного вмешательства в образовательный процесс». После второго чтения в документе появилось уточнение, что федеральным государственным образовательным организациям, которые находятся в ведении федеральных госорганов, подобные заключения будут выдавать соответствующие органы. Еще одна поправка, внесенная в ходе второго чтения, касается методической базы для школ. Согласно проекту закона порядок отбора и сам перечень организаций, которые будут заниматься методическим обеспечением деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС, утвердит Минпросвещения России. В третьем чтении законопроект планируется рассмотреть сегодня, 16 марта.
Государственная Дума приняла в третьем, окончательном, чтении внесенный президентом проект закона об образовании в сфере искусств. Как отметил председатель Госдумы Вячеслав Володин, поправки закрепляют статус детских школ искусств, поднимают их с муниципального уровня на региональный. Субъекты РФ будут устанавливать базовые нормативы затрат, требования к оснащению и кадровому составу таких школ. Школам искусств больше не придется участвовать в эксперименте по персонифицированному финансированию дополнительного образования и конкурировать за бюджетные средства наравне с кружками и спортивными секциями. Предполагается также ввести дифференцированную оценку результатов вступительных испытаний в училища творческой направленности, чтобы принимать на обучение по программам среднего профессионального образования в области искусств наиболее одаренных претендентов. Кроме того, Минкультуры будет наделено полномочием с 2022 года устанавливать контрольные цифры приема в подведомственные вузы.
В России появится единый перечень иностранных образовательных и научных организаций, чьи дипломы признаются в нашей стране автоматически. Соответствующее постановление подписал Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин. Напомним, что иностранные граждане, которые хотят продолжить учебу или устроиться на работу в России, должны пройти процедуру признания документов об образовании. Исключение составляют выпускники вузов из тех стран, с которыми действуют двусторонние соглашения, а также выпускники научных и образовательных организаций, входящих в особый перечень.
Постановлением правительства утвержден новый порядок формирования такого перечня. До этого каждый год составлялись два списка – отдельно по документам о высшем образовании и отдельно по ученым степеням. Теперь они будут объединены в один документ. Это ускорит процесс отбора организаций, а также формирование самого перечня. Кроме того, расширяется список международных рейтингов вузов, на основе которых отбираются претенденты для включения в перечень. В частности, теперь будут учитываться данные Московского международного рейтинга «Три миссии университета». Формированием перечня займется Минобрнауки. Предполагается, что нововведения позволят увеличить количество иностранных студентов и привлечь в Россию новых высококвалифицированных специалистов.
Правительство РФ упростило правила выхода на досрочную пенсию для учителей, врачей и ряда других категорий работников. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Теперь в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию, будут засчитываться периоды обучения и дополнительного профессионального образования, в том числе курсы повышения квалификации. Главное условие, чтобы в это время за сотрудниками сохранялись рабочие места и зарплата, а работодатели отчисляли за них взносы на обязательное пенсионное страхование. «Новый порядок распространяется на все категории работников, которые имеют право на досрочную пенсию по старости. Но особенно он будет актуален для тех, чья профессия требует постоянного повышения квалификации. В первую очередь это работники сферы образования и здравоохранения», – отметили в правительстве. Напомним, что раньше органы пенсионного обеспечения зачастую исключали из стажа педагогов периоды обучения на курсах повышения квалификации, и работникам образования приходилось отстаивать свое право на досрочную пенсию в суде.
В следующем учебном году вузы смогут проводить промежуточную аттестацию в дистанционном формате с помощью Единой биометрической системы (ЕБС). Такое право им дает постановление, подписанное Председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным. Новый формат будет доступен студентам, которые обучаются по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры. Решение о его применении будет принимать руководство вузов. Потребуется также согласие самого студента. Изначально студенты должны будут зарегистрироваться в ЕБС. Непосредственно перед началом экзамена им предстоит пройти процедуру прокторинга – произнести перед камерой случайную числовую последовательность. Система оценит и запомнит поведение пользователя и идентифицирует его как человека. Далее сведения по защищенным каналам будут переданы в вуз. При подтверждении личности студент допускается до экзамена.
Нововведение призвано расширить возможности проведения промежуточной аттестации для студентов из отдаленных населенных пунктов. Они смогут не приезжать в вуз для сдачи экзаменов.
Приказом Минпросвещения России утвержден новый порядок проведения Всероссийской олимпиады школьников. Документ зарегистрирован Минюстом. Новые правила вступят в силу 15 июля 2021 года. Как отметили в Министерстве просвещения, порядок повышает ответственность организаторов на всех этапах олимпиады, а процедура ее проведения станет более технологичной и прозрачной. К участию в олимпиаде допускаются не только обычные школьники, но и дети, которые находятся на семейном обучении. Впервые в порядок включены нормы о создании условий для участников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. На олимпиаде могут присутствовать ассистенты-специалисты, которые помогут ребенку-инвалиду занять место, прочитать задание, перенести ответы в бланки.
Порядок закрепляет очную форму олимпиады. При этом оговаривается, что при ее проведении допускается использование информационно-коммуникационных технологий в части организации выполнения олимпиадных заданий, их проверки, показа выполненных работ, процедуры рассмотрения апелляций. Школьный этап олимпиады должен завершиться не позднее 1 ноября, муниципальный – 25 декабря, региональный – 1 марта, заключительный – 30 июня. На региональном и заключительном этапах задания выполняются в аудиториях, оборудованных средствами видеозаписи. Устные ответы тоже записываются. Письменные работы и устные ответы проверяются не менее чем двумя членами жюри. В месте проведения олимпиады вправе присутствовать общественные наблюдатели, представители СМИ. Усилены меры по защите информации, содержащейся в комплектах олимпиадных заданий.
Отдельно в приказе оговаривается, что в 2020‑2021 учебном году в финале олимпиады смогут принять участие победители регионального этапа олимпиады 2019‑2020 учебного года, набравшие проходной балл для участия в заключительном этапе, а также победители и призеры заключительного этапа ВСОШ 2018‑2019 учебного года, не получившие статуса «призер» в прошлом учебном году.
Всероссийский экспертный педагогический совет при Минпросвещения России концептуально одобрил ключевые подходы к изменению системы оплаты труда педагогов, представленные ведомством. Министр Сергей Кравцов сообщил, что сейчас начинается общественное обсуждение этого вопроса, и предложил всем высказывать свои идеи, касающиеся конкретных механизмов расчета зарплаты. Работа по усовершенствованию системы оплаты труда стартовала в декабре: в министерстве сформирована межведомственная рабочая группа, в которую вошли представители различных ведомств, депутатского корпуса и профсоюзных организаций. Директор департамента Минпросвещения России Андрей Милехин рассказал об основных принципах и методологии министерства в решении вопроса. Сейчас организациям предоставлено право самостоятельно устанавливать систему оплаты труда педагогов. В результате даже в рамках одного региона ставки/оклады существенно различаются, а иногда оказываются ниже прожиточного минимума. Одна из главных задач – сделать систему оплаты труда понятной и прозрачной. Важно упорядочить основные компенсационные и стимулирующие выплаты. Директор департамента особо подчеркнул, что после введения новой системы оплаты труда реальные доходы учителей не должны снизиться.
Комментарии