26 марта в Кремле состоялось вручение премий Президента РФ в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества за 2018 год. Премии присуждены художникам Борису Диодорову, Франческе Ярбусовой. А также директору московской школы «Класс-центр» заслуженному учителю РФ Сергею Казарновскому за разработку и реализацию концепции «Театр как основа гуманитарного образования». Как отметил на церемонии Владимир Путин, известный российский педагог исповедует собственный подход к образованию детей. В созданной им школе две трети содержания обучения связаны с искусством. «Своей 30‑летней деятельностью Сергей Зиновьевич доказал, что школа – это важнейшая составляющая культуры, что для образования, дающего знания, должны быть столь же равноценны и нравственные задачи, – подчеркнул президент. – Приоритетом для Сергея Зиновьевича является формирование личности ребенка, а это значит, воспитание его чувств, понимания добра и зла, значимости достоинства человека, его духовного развития».
В ходе государственного визита Президента России в Киргизию подписан ряд соглашений в сфере образования. Среди них Меморандум о сотрудничестве между Министерством просвещения РФ и Министерством образования и науки Киргизской Республики. Документ закрепляет основные направления сотрудничества в сфере общего и среднего профессионального образования, расширяет возможности обучающихся участвовать в совместных просветительских проектах и программах. По данным Минпросвещения России, сегодня по программам СПО в России обучаются свыше 1370 юношей и девушек из Киргизии. Более двухсот ребят из Киргизии за прошедший год приняли участие в XVI олимпиаде по русскому языку для зарубежных школьников. Еще один вектор сотрудничества – направление российских педагогов-предметников в школы Киргизии.
На полях VIII Российско-киргизской межрегиональной конференции «Новые горизонты стратегического партнерства и интеграции» подписаны меморандумы о сотрудничестве между Министерством образования и науки Киргизии, мэрией Бишкека и группой компаний «Просвещение» – школы получат качественные учебники и оборудование, будет создана международная площадка для общения и обучения учителей.
Планируется развивать сотрудничество и между высшими учебными заведениями. На сегодняшний день в России обучаются свыше 15 тысяч киргизских студентов. Более 11 тысяч человек проходят обучение в Киргизско-российском славянском университете в Бишкеке. Этот вуз уже более 25 лет является флагманом двустороннего сотрудничества в области высшего образования. В совместном заявлении по итогам российско-киргизских переговоров главы двух стран отметили значимость Первого форума ректоров вузов России и Киргизии, прошедшего накануне в Бишкеке. По данным Минобрнауки России, в его рамках между учебными заведениями подписано более 70 соглашений о сотрудничестве. Форум решено сделать традиционным. Кроме того, министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков и министр образования и науки Киргизской Республики Гульмира Кудайбердиева утвердили новую редакцию устава Киргизско-российского славянского университета. Предполагается, что новый устав позволит повысить качество предоставляемых образовательных услуг, активизировать академическую мобильность.
Депутат Государственной Думы Борис Чернышов направил министру просвещения РФ Ольге Васильевой предложение учредить Школпитнадзор – государственный орган по контролю за качеством еды в столовых общеобразовательных учреждений. В своем обращении парламентарий отмечает, что школьное питание часто вызывает массу претензий как у родителей, так и у самих детей, сообщает RT. В этой связи предлагается создать специальное ведомство – Школпитнадзор, подведомственный Министерству просвещения. «Представители Школпитнадзора смогут проводить без предварительных разрешений проверки деятельности компаний, выигравших тендеры на поставку продуктов, проверять качество продукции на предприятиях детского питания и в школьных столовых. При этом проверяться должно санитарно-эпидемиологическое состояние продукции и количество продуктов, которые ребенок получает за обедом», – цитирует RT Бориса Чернышова.
Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о создании инновационного научно-технологического центра МГУ «Воробьевы горы». Центр создается для реализации приоритетов научно-технологического развития России, повышения инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок. В перечень приоритетов центра вошли биомедицина, фармацевтика, математическое моделирование, нанотехнологии, робототехника, космические исследования и ряд других направлений. По словам премьер-министра, перед центром стоит задача привлечь как можно больше талантливых ученых и предпринимателей, которые могли бы воплощать свои проекты, и создать условия для коммерческого использования наиболее перспективных разработок.
Минпросвещения России вынесло на обсуждение проекты обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования. Учителя, родители и все заинтересованные лица могут ознакомиться с ними и внести свои предложения до 29 апреля на сайте https://www.preobra.ru. Проекты ФГОС на рассмотрение министерства внесли Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена, Московский педагогический государственный университет и Московский городской педагогический университет. Как напомнили в пресс-службе Минпросвщения, задача обновить ФГОС и примерные основные образовательные программы, в том числе с учетом приоритетов научно-технологического развития РФ, поставлена президентом страны. Главное направление обновления – конкретизация требований к предметным результатам по каждому учебному предмету. Требования разработаны с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся и необходимости предотвращения их перегрузки. Уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ начального и основного общего образования. При этом обновленная редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ, а также учета интересов и возможностей как образовательных организаций, так и учеников.
Комментарии