search
main
0

Официальная хроника

Президент России Владимир Путин пообещал подумать над особым видом страхования учителей во время пандемии. Идея родилась в Алтайском крае. Как рассказал в ходе социального онлайн-форума «Единой России» Денис Голобородько, глава исполкома регионального отделения партии, образовательный процесс во всех школах края сегодня проходит в очном формате. При этом ученики находятся на уроках без средств индивидуальной защиты и не предоставляют никаких справок об отсутствии заболевания. «Мы решили поддержать педагогических работников и инициировали страхование их жизни и здоровья, проработали оптимальную страховую программу, которая бы позволила защитить их», – сказал Голобородько. По его словам, к инициативе подключились не только депутаты, но и предприниматели, которые за свой счет страхуют учителей. Он попросил поддержать инициативу на федеральном уровне. «Надо, чтобы правительство проработало этот вопрос с регионами, – отметил Владимир Путин. – Но уж точно совершенно, что надо делать, – это вакцинировать наших педагогов. Они включены в зону риска, и вакцинация в стране идет прежде всего среди медицинских работников и педагогического состава».

Комитет Госдумы по образованию и науке на своем заседании поддержал законопроект о регулировании просветительской деятельности, внесенный группой депутатов и сенаторов. Напомним, что документ закрепляет в Законе «Об образовании в РФ» понятие «просветительская деятельность», а также устанавливает запрет на ее использование для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Предполагается, что порядок ведения просветительской деятельности и формы контроля за ней установит Правительство РФ. Кроме того, вузы и школы смогут заключать договоры с иностранными учебными заведениями только при наличии заключения федеральных министерств. Подобные меры, по убеждению авторов законопроекта, позволят не допустить негативное иностранное вмешательство в образовательный процесс. Законопроект вызвал серьезную дискуссию среди депутатов. Глава комитета Вячеслав Никонов считает, что он затрагивает актуальные вопросы, но документ необходимо тщательно проработать. По итогам обсуждения комитет рекомендовал Госдуме принять проект закона в первом чтении.

Правительство РФ выделило из своего резервного фонда 1 млрд рублей на обеспечение школ современным контентом в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда». Согласно пояснениям на сайте правительства на эти деньги, в частности, будут приобретены цифровые конспекты по всем общеобразовательным предметам с 1‑го по 11‑й класс, а также ин­терактивные обучающие материалы. Среди них – различные игры, тесты, виртуальные лаборатории, мультимедийные карты, хрестоматии, архивные и исторические документы.

Правительство РФ профинансирует повышение квалификации в сфере IT для преподавателей колледжей и вузов. Постановление о правилах предоставления субсидии на эти цели подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Преподаватели колледжей и вузов, а также методисты смогут пройти бесплатные курсы повышения квалификации на базе университета «Иннополис». В частности, на таких курсах научат внедрять цифровые технологии в образовательные программы и применять их при преподавании профильных дисциплин. В дальнейшем преподаватели смогут адаптировать свои дисциплины так, чтобы студенты получали знания в области IT и сквозных технологий, а затем применяли их в выбранной профессии, в том числе инженерии, медицине, педагогике, сельском хозяйстве.
На базе «Иннополиса» создается опорный центр, который объединит колледжи и вузы для совместной разработки новых образовательных программ, по которым будут готовить профессионалов в различных сферах. Кроме того, в университете появится единый учебно-методологический центр для подготовки преподавателей по направлениям IT-специальностей. На все эти цели предусмотрено федеральное финансирование. Субсидия поможет покрыть расходы на зарплату сотрудников и привлеченных специалистов, а также затраты на аренду помещений и закупку программного обеспечения.

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, пересматривающий механизмы формирования ФГОС профессионального образования, а также применение профессиональных стандартов в этой сфере. Изменения предлагаются в Федеральный закон «Об образовании в РФ». Законопроектом устанавливается, что ФГОС профессионального образования могут разрабатываться не только по профессиям, специальностям и направлениям подготовки, но и по их укрупненным группам, по областям профессиональной деятельности, а также по уровням образования. Вводится новая норма, согласно которой основные профессиональные образовательные программы в части профессиональных компетенций разрабатываются образовательной организацией на основе профстандартов, соответствующих области профессиональной деятельности выпускников. А при отсутствии таких профстандартов – на основе соответствующих ФГОС профессионального образования. Кроме того, законопроектом предусматривается возможность получения обучающимися нескольких квалификаций в рамках освоения основных профессиональных образовательных программ. Согласно пояснительной записке предложенные механизмы позволят сократить избыточное государственное регулирование и расширить автономию учебных заведений.

Минпросвещения России совместно с Рособрнадзором подготовило для регионов перечень отчетной документации с целью снижения бюрократической нагрузки на педагогов. Перечень ограничивает обязательную документацию для школы четырьмя ключевыми документами – основной образовательной программой для каждого из уровней общего образования, журналом учета успеваемости, журналом группы продленного дня и материалами личного дела учеников. В министерстве подчеркивают, что ведение отчетности, не указанной в перечне, не входит в непосредственные обязанности учителя. Такие работы выполняются только с письменного согласия работника с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты.

Минпросвещения России утвердило итоги Всероссийского дистанционного конкурса среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий. Конкурс проводился с 1 октября по 10 декабря 2020 года, на него было направлено более 12 тысяч заявок. Победителем признана Елена Держурина, учитель иностранного языка московской школы №1529 имени А.С.Грибоедова (тематическое направление работы – «Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности»). Призерами конкурса стали Татьяна Зверько из Ставропольского края и Наталья Субботина из Краснодарского края. Лучшие методические разработки будут опубликованы в официальном издании Минпросвещения России – электронном периодическом журнале «Вестник образования».

В Минске состоялось совместное заседание коллегий Минобразования и Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, Минобрнауки и Минпросвещения России. Участники заседания обсудили перспективы развития общего образовательного и единого научно-технологического пространства Союзного государства. В планах – развитие потенциала Белорусско-Российского университета в Могилеве, разработка совместных образовательных программ СПО по подготовке специалистов для высокотехнологичных производств, обмен опытом в сфере инклюзивного профессионального образования, расширение диалога между молодыми учеными. Глава Минобрнауки России Валерий Фальков особенно подчеркнул значимость активно развивающейся Ассоциации вузов России и Беларуси, в которую входит более 50 ведущих образовательных и научных организаций. Министр просвещения РФ Сергей Кравцов отметил, что уже сформирована «безбарьерная среда» для поступления в вузы двух стран, налажена система координации сроков проведения ЕГЭ в России и централизованного тестирования в Беларуси, обеспечивается взаимное признание образования и квалификаций. Также министр сообщил, что сделаны первые шаги по сближению цифровых образовательных сред двух стран. В ближайшее время, по его словам, на портале «Российская электронная школа» будут размещены пособия по истории Великой Отечественной войны, разработанные в 2019 году совместной группой историков России и Беларуси. По итогам мероприятия подписаны 14 соглашений о сотрудничестве между образовательными учреждениями двух стран, в том числе между ведущими школами Москвы и Минска. «Это лишь первые шаги в выстраивании системы партнерских отношений. Выведению такого взаимодействия на системный уровень могло бы послужить создание Ассоциации школ России и Беларуси», – считает Сергей Кравцов.

Общественный совет при Рособрнадзоре обсудил перспективы трансформации процедур лицензирования и аккредитации вузов. С 1 января 2021 года вступает в действие постановление Правительства РФ от 18.09.2020 №1490, которое предусматривает смягчение требований к соискателям лицензий. К вузам, планирующим реализовывать образовательные программы исключительно с помощью электронного обучения и дистанционных технологий, не будут применяться лицензионные требования о наличии материально-технического обеспечения и оборудования помещений. Также взамен справки о наличии необходимого состава педагогических и научных работников вузы смогут предоставить гарантийное письмо об обязательстве привлечь специалистов до начала реализации образовательной программы.

Проректор Высшей школы экономики Сергей Рощин напомнил, что с 2022 года правила лицензирования должны быть обновлены еще раз. При их доработке он предложил совместно с Минобрнауки России обсудить трансформацию ФГОС высшего образования и то, какие их положения должны учитываться при лицензировании вузов. Ректор Международного юридического института Николай Жильцов предложил проработать технические моменты при подаче документов на лицензирование в электронном виде: отказаться от нотариального заверения документов, если они заверены электронной подписью ректора, и не дублировать поданные документы в бумажной форме.
Также члены Общественного совета обсудили перспективы перевода процедуры аккредитации вузов в цифровой формат.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте