Президент России Владимир Путин поддержал идею создания «родительских университетов» для оказания семьям учеников помощи в освоении информационных технологий и психологической поддержки. С такой инициативой на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ выступил завкафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова Александр Асмолов. Он отметил, что в период пандемии многим родителям поневоле пришлось стать учителями, осознать все сложности этой профессии. Сегодня наблюдается демонизация Интернета и дистанционного обучения. Однако проблема не в технологиях, а в неумении грамотно ими пользоваться. Чтобы достойно выйти из сложившейся ситуации, Александр Асмолов предлагает запустить программу «Высшая школа в поддержку семье», предусмотрев два шага. Во-первых, мотивировать выпускников классических университетов, которые с технологиями на «ты», идти в школу. Во-вторых, создать при вузах «родительские университеты» для оказания помощи родителям, столкнувшимся со сложностями при дистанционном обучении. Владимир Путин назвал идею интересной и пообещал проработать инициативу.
Президент России Владимир Путин внес в Госдуму законопроект об особенностях регулирования деятельности детских школ искусств. Изменения вносятся в Закон «Об образовании в РФ». В законе предлагается уточнить, что детские школы искусств могут создаваться по видам искусств и иметь специальные наименования. Например, «детская музыкальная школа», «детская хоровая школа», «детская художественная школа». Вводится дифференциация оценки результатов вступительных испытаний, проводимых при приеме на обучение по программам среднего профессионального образования в области искусств. Приоритет при поступлении должны получить наиболее одаренные абитуриенты. Минкультуры будет устанавливать для вузов контрольные цифры приема по специальностям и направлениям подготовки в области искусств за счет федерального бюджета, а также определять порядок осуществления образовательной деятельности в ДШИ по согласованию с Министерством просвещения. Согласно пояснительной записке положения документа направлены на создание условий для сохранения и развития отечественной системы подготовки творческих кадров, уникальность которой заключается в неразрывной связи предпрофессионального, среднего профессионального и высшего образования в области искусств.
Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды». Согласно документу эксперимент пройдет на территории отдельных регионов с декабря 2020 по 31 декабря 2022 года. Минпросвещения России утвердит порядок отбора субъектов РФ и по согласованию с Минцифры разработает план мероприятий («дорожную карту») по проведению эксперимента. Постановлением утверждены ключевые понятия и механизмы внедрения элементов цифровой образовательной среды в школе. При этом, как подчеркивают в Минпросвещения, внедрение ЦОС «никоим образом не подменяет собой традиционный, очный, формат обучения». Его цель – создать равные условия для получения качественного образования на всей территории России. Школы предполагается оснастить необходимой материально-технической базой и информационно-телекоммуникационной инфраструктурой, предоставить им доступ к высокоскоростному Интернету. Педагоги и учащиеся получат доступ к платформе ЦОС, включающей информационные системы, цифровые сервисы и ресурсы для обучения, оценивания успеваемости, автоматизации процессов. Платформа ЦОС в том числе позволит проводить занятия с использованием электронного обучения и дистанционных технологий, диагностику образовательных достижений учеников.
Правительство РФ внесло изменения в правила предоставления субсидий на бесплатное питание для младших школьников. На эти цели регионам в 2020 году выделено более 22 млрд рублей. С 1 января 2021 года еще почти 2 тысячи школ будут получать субсидии на организацию бесплатного горячего питания для учеников начальных классов. Сейчас по всей стране таких школ около 38 тыс. Благодаря новому постановлению их станет больше. Субсидии смогут получать все школы, которые были готовы обеспечить учеников горячим питанием – имели столовые и пищеблоки – по состоянию на 1 октября 2020 года (ранее – по состоянию на 15 июля 2020 года).
Правительственная комиссия по русскому языку во главе с министром просвещения Сергеем Кравцовым на своем первом заседании обсудила новые требования к составлению словарей, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного. Предполагается, что разработка новых требований позволит создавать актуальные качественные словари для разных целевых групп. «Часто дети не могут воспользоваться классическими словарями, которые не ориентированы на их потребности. Поэтому должно быть много разных словарей – орфографических, орфоэпических, фразеологических, морфологических. Кроме того, они должны быть направлены на разный возраст: это словари для начальной, основной и средней школы, для студентов, для использования в профессиональной деятельности. Чтобы такие словари появились, важно определиться с требованиями к их составлению», – подчеркнул Сергей Кравцов. По словам замминистра Виктора Басюка, подготовленный проект требований был размещен для общественного обсуждения на сайте regulation.gov.ru, согласован с Минобрнауки России и получил положительное заключение Минюста, но должен пройти дополнительное обсуждение с участием экспертов в подкомиссиях, создаваемых при Правительственной комиссии по русскому языку.
Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев и губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко обсудили привлечение преподавателей ведущих школ и вузов страны к обучению сахалинских и курильских детей. Конкурсный отбор педагогов запустят в ближайшие дни. «Принципиально важная задача – повысить качество образования на островах, – отметил губернатор. – Для этого необходимо использовать все доступные нам средства. Сегодня 100 процентов школ подключены к высокоскоростному Интернету и полностью обеспечены компьютерным оборудованием. Это позволяет нам беспрепятственно организовывать дистанционные занятия. Педагоги с материка с помощью видеосвязи будут проводить для наших ребят дополнительные уроки и лекции. Это особенно актуально для тех населенных пунктов, в которых не хватает высококвалифицированных кадров». Для обучения в дистанционном формате планируется привлечь 150 преподавателей вузов и 350 учителей школ. В Рособрнадзоре указывают, что специалисты не будут заменять местных педагогов, они лишь дополнят своими занятиями образовательный процесс, сделав его более современным и разнообразным.
Роспотребнадзор продлил действие особых санитарных требований к работе школ в условиях распространения коронавируса до 1 января 2022 года. Соответствующее постановление главы ведомства Анны Поповой опубликовано на интернет-портале правовой информации. Напомним, что ранее ограничения были установлены до 1 января 2021 года. В том числе они предусматривают запрет на проведение массовых мероприятий с участием учеников разных классов.
Минпросвещения России обратило внимание подведомственных педагогических вузов на необходимость усиления мер социальной поддержки студентов на фоне сложной эпидемиологической ситуации. Студенты Московского педагогического государственного университета (МПГУ) освобождены от платы за проживание в общежитии. Весной 2020 года эта мера поддержки предоставлялась на заявительной основе, а с 1 ноября распространяется на всех студентов, проживающих в общежитии, независимо от того, поступало ли от них заявление. Вопрос реализации подобных мер прорабатывается и с другими педагогическими вузами.
Комментарии