Президент России подписал закон об укреплении воспитания в системе образования. С 1 сентября он вступит в силу. «Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению», – говорится в законе. Также необходимо воспитывать «бережное отношение к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».
Образовательные организации будут сами разрабатывать и утверждать рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы. «Это крайне необходимые вещи, подчеркивающие отношение нашей страны и государственной политики к духовно-нравственному воспитанию. Важно, что изменения усиливают воспитательную составляющую образовательного процесса, ведь образование – это воспитание и обучение, где воспитание находится на первом месте», – прокомментировал министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
Депутаты фракции ЛДПР внесли в Государственную Думу законопроект о скидках на оплату обучения для студентов, получающих образование на коммерческой основе. Соответствующие поправки предлагается внести в статью 101 Федерального закона «Об образовании в РФ». Проект обязывает государственные и муниципальные вузы предоставлять скидки по оплате обучения студентам, у которых нет академических задолженностей и дисциплинарных взысканий, если они успешно прошли аттестацию за прошедший год, а также по другим основаниям. При этом порядок предоставления такой льготы будут устанавливать сами вузы в своих положениях.
Согласно пояснительной записке законопроект разработан в целях снижения финансовой нагрузки на студентов, а также их мотивации к успешной учебе. Как отмечают авторы, сегодня предусмотрена только одна поощрительная мера за отличную успеваемость для студентов-платников – перевод на бесплатное обучение в случае наличия свободных мест, однако воспользоваться ею могут единицы, так как бюджетные места освобождаются нечасто. Кроме того, подчеркивают депутаты, многие студенты-платники в процессе учебы вынуждены работать, так как они не получают стипендию и в отличие от студентов-бюджетников оплачивают полную стоимость проживания в общежитии. «Возможность получить скидку уже после первого года обучения представляется особенно важной тем, кто недобрал нескольких баллов для поступления на бюджетную основу, ведь в случае успешной учебы они смогут хотя бы меньше платить за свое обучение», – подчеркивают авторы инициативы.
Правительство РФ утвердило правила предоставления грантов из федерального бюджета на создание инжиниринговых центров на базе вузов и научных организаций. Чтобы поучаствовать в отборе, претендент должен представить собственную программу развития инжинирингового центра, предоставляющего проектно-конструкторские и расчетно-аналитические услуги. Рассчитывать на господдержку могут российские организации, которые не имеют долгов по налогам и страховым взносам, а также не проходят процедуру ликвидации или банкротства. Мероприятия, включенные в программу, должны минимум на 30% финансироваться из внебюджетных источников. Заявку рассмотрит межведомственная комиссия, а по итогам конкурса будет сформирован рейтинг соискателей. Максимальный размер гранта в рамках одного соглашения на трехлетний период составит 300 млн рублей. Деньги можно потратить на покупку оборудования и программного обеспечения, ремонт помещений, повышение квалификации сотрудников, разработку дополнительных профессиональных программ, патентные сервисы и транспортные услуги.
Предполагается, что эта мера поддержит вузы и научные организации, обладающие достаточным потенциалом для оказания инженерно-консультационных услуг, поможет сформировать высокоэффективную систему подготовки квалифицированных кадров в области инжиниринга, а также обеспечить коммерциализацию и вывод на рынок результатов исследований и разработок.
Правительственная комиссия по русскому языку займется разработкой концепции государственной языковой политики. Об этом сообщил премьер-министр России Михаил Мишустин в ходе заседания Правительства РФ.
«Одним из важнейших вопросов сегодняшней повестки является создание правительственной комиссии по русскому языку. Такое поручение ранее дал президент. Наша задача – сохранить и обеспечить развитие русского языка в России и в мире, для этого необходимо сформировать целостную языковую политику», – сказал Михаил Мишустин. По его словам, комиссия разработает концепцию государственной языковой политики и сформирует единые требования к созданию словарей, справочников и грамматик, содержащих нормы современного русского литературного языка. «В том числе необходимо провести экспертизу правил русской орфографии и пунктуации», – отметил премьер-министр.
Еще одной важной частью работы комиссии станет вопрос повышения уровня подготовки специалистов. В особенности тех, чья деятельность связана с профессиональным использованием русского языка.
Минобрнауки России подвело итоги конкурса на стипендию Президента РФ для обучения за рубежом на 2020‑2021 учебный год. Победителями стали 40 студентов и 60 аспирантов со всей России. Стипендиаты пройдут обучение в ведущих университетах мира. Размер ежегодных бюджетных ассигнований на эти цели составляет до 2,4 млн долларов США. На конкурс, который проводился с 20 февраля по 20 июля 2020 года, было подано около 200 заявок. В конкурсном отборе принимали участие российские студенты, проявившие себя в областях науки, культуры и искусства, достигшие значительных успехов в фундаментальных и прикладных научных исследованиях, рекомендованных ученым советом вуза. Наибольшее количество заявок поступило от Финансового университета при Правительстве РФ, Северо-Кавказского федерального университета и Уфимского государственного авиационного технического университета. Стипендии президента назначаются Минобрнауки ежегодно с 1 сентября на один год для студентов и на срок от одного до трех лет для аспирантов.
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов анонсировал появление государственного суперсервиса «Моя школа» в рамках создания цифровой образовательной среды. «В рамках ЦОС создается государственная информационная система, по сути, суперсервис ГИС «Моя школа». Она будет включать огромный объем информации от всех российских школ, объединит сразу несколько сервисов и баз данных», – заявил Сергей Кравцов в интервью «Российской газете». По его словам, на базе сервиса будут доступны сведения о приеме в детские сады и школы, текущей успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации, записи в кружки и секции, а также другие данные. Это позволит учащимся и их родителям оперативно получать всю необходимую информацию и «решать вопросы своего взаимодействия с учителем, со школой и всей системой образования с минимальными потерями времени и сил». При этом основные услуги будут отображаться в разделе «Мое образование» на портале госуслуг.
Также Сергей Кравцов назвал срочной ключевой задачей «наведение порядка в сфере повышения квалификации учителей и переподготовки кадров». По словам министра, необходимо провести полный анализ программ и понять, насколько они актуальны и решают ли конкретные проблемы учителей. «К концу 2021 года мы планируем выстроить единую систему научно-методического сопровождения педагогических работников. Это понятные всем проверенные программы, единые оценочные процедуры, на основе которых строится повышение квалификации, – все это мы должны унифицировать, – заявил Кравцов. – В сентябре 2021 года начнем апробацию новой системы аттестации учителей в школах, внедрение новых должностей и квалификационных категорий «учитель-методист», «учитель-наставник». Все это позволит создать условия для непрерывного профессионального развития педагогов, повысить престиж профессии. И самое главное – обеспечить качество образовательных результатов».
Рособрнадзор утвердил новое расписание всероссийских проверочных работ. ВПР пройдут для учеников 5‑9‑х классов по программе предыдущего года обучения с 14 сентября по 12 октября. Школы могут сами составить график их проведения в рамках указанного интервала. Для 5‑8‑х классов проверочные работы являются обязательными, в 9‑х классах они будут проходить в режиме апробации по решению школы. Напомним, что в проведении ВПР в 2020 году должны были участвовать более шести миллионов школьников 4‑8‑х и 10‑11‑х классов. У старшеклассников проверочные работы прошли в марте, до того как эпидемиологическая ситуация потребовала перевода школ на дистанционный режим обучения. В 4‑8‑х классах проверочные работы весной не были проведены, теперь они пройдут в начале учебного года для учеников, перешедших в 5‑9‑е классы.
Рособрнадзор объявил традиционный сбор предложений от участников ЕГЭ, их родителей и учителей о том, что необходимо усовершенствовать в едином госэкзамене. Напомним, такие опросы ежегодно проводятся ведомством после завершения основного периода ЕГЭ. Свои мнения о том, чего не хватает на экзаменах, что мешает участникам ЕГЭ и как сделать процедуру более совершенной, можно направлять по электронной почте ege2020@obrnadzor.gov.ru до 1 сентября. «Такие предложения позволяют увидеть, что волнует участников ЕГЭ, их родителей и педагогов. Поэтому регулярно мы их собираем, обсуждаем и внедряем наиболее перспективные идеи, чтобы сделать процедуру экзаменов более комфортной, продуманной и объективной», – заявил врио руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев. Все поступившие предложения будут проанализированы специалистами ведомства.
8 августа завершился дополнительный период ЕГЭ 2020 года. По данным Рособрнадзора, на участие в нем зарегистрировались около 3,5 тысячи человек. Около 2,5 тысячи из них изначально заявились на август, так как не имели возможности сдавать экзамены в июле. Также на участие в ЕГЭ в дополнительный период было зарегистрировано 611 жителей стран ближнего зарубежья, которым экзамены были перенесены с основного периода по причине закрытия границ с Россией. Кроме того, сдать ЕГЭ в августе могли участники, пропустившие или не завершившие написание экзамена в основной период по болезни или иной уважительной причине. Для организации дополнительного периода ЕГЭ было задействовано 402 пункта проведения экзаменов и привлечены порядка 11 тысяч специалистов. Наиболее популярными предметами для сдачи в дополнительный период стали русский язык (зарегистрировались 1247 человек), профильная математика (1002 человека), обществознание (646 человек) и биология (517 человек).
Комментарии