Президент России Владимир Путин подписал указ о национальных целях развития России до 2030 года. В соответствии с ним будут скорректированы майский указ 2018 года и национальные проекты. Некоторые положения нового документа касаются образования. Так, в рамках национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов» указом установлены следующие показатели, которые необходимо достичь к 2030 году: вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, создание условий для воспитания «гармонично развитой и социально ответственной личности», а также формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. Напомним, что ранее все эти задачи ставились к 2024 году. В рамках цели «цифровая трансформация» к 2030 году должна быть достигнута цифровая «зрелость» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе образования.
Совет Федерации одобрил президентские поправки в Закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания. Напомним, что закон уточняет понятие «воспитание» и устанавливает общие требования к его организации. Согласно документу в основные образовательные программы должны входить рабочие программы воспитания и календарный план воспитательной работы. При этом в школах, учреждениях СПО и вузах они должны разрабатываться с учетом примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов, включенных в примерные образовательные программы. В разработке рабочих программ воспитания в образовательных организациях смогут участвовать советы обучающихся и родителей, а также представительные органы обучающихся (при их наличии). Федеральный закон вступит в силу с 1 сентября 2020 года. У образовательных организаций будет год – до 1 сентября 2021 года – на то, чтобы скорректировать свои программы.
Министр просвещения Сергей Кравцов, отвечая на вопросы сенаторов, уточнил, что воспитание станет комплексной работой, объединяющей различные учебные дисциплины, в том числе уроки истории, литературы и русского языка.
Государственная Дума обсудила ежегодный отчет о результатах работы Правительства РФ. Были затронуты вопросы дистанционного обучения и оплаты труда учителей. По словам премьер-министра Михаила Мишустина, правительство готовится начать учебный год в привычном формате. 20 августа будет приниматься окончательное решение по каждому региону. Вместе с тем важно технологически оснастить школы, колледжи и вузы, подготовить педагогов не только к работе в обычном режиме, но и к возможному онлайн-обучению, создать качественный контент и сформировать нормативную базу для цифровой образовательной среды. При этом премьер подчеркнул, что компьютер никогда не заменит живое общение учителя и ученика. Речь идет о разумном и оправданном использовании цифровых технологий в дополнение к традиционному обучению.
Вузы будут сориентированы на подготовку квалифицированных кадров в соответствии с потребностями регионов. Набор на IT-специальности к 2024 году должен увеличиться в два с половиной раза.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин обратил внимание на то, что, по официальной статистике, зарплата педагогов в стране давно достигла показателей майского указа президента от 2012 года. Однако, по данным ОНФ, в 75 регионах из 85 указ не исполнен, причем средний учитель работает более чем на полторы ставки, а каждый седьмой – более чем на две.
По словам Михаила Мишустина, средняя зарплата учителей составила 40,1 тыс. рублей и сегодня на 0,3% выше показателя среднего дохода от трудовой деятельности по стране.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин в свою очередь призвал уйти от разговоров о средней зарплате учителя и врача, так как в регионах она отличается в разы. «Средняя зарплата в большинстве регионов составляет порядка 28 тысяч. А начинающий учитель может получать и 18 тысяч», – отметил он. В России, по словам Володина, порядка 17 регионов-доноров, остальные – реципиенты. При этом «есть регионы, которым в рамках расчетной бюджетной обеспеченности не хватает совсем немного, чтобы выйти на самодостаточность, а есть те, у кого нет такой возможности». По словам председателя Госдумы, в этом вопросе необходима поддержка Правительства РФ. «Тогда зарплата будет больше соответствовать тому, что люди сегодня от нас хотят».
Михаил Мишустин в своем заключительном слове предложение Вячеслава Володина поддержал. «Надо сказать самим себе: надо не средним «градусом» мерить, а в соответствии со стандартом жизни в регионе, потому что только потребительская корзина у нас отличается в разы от севера до юга. Я предлагаю обсудить и изменить эти параметры».
Первый заместитель министра просвещения РФ Дмитрий Глушко провел видеовстречу с чрезвычайным и полномочным послом Французской Республики в России Пьером Леви. Обсуждались актуальные вопросы образовательного сотрудничества, совместные планы на ближайшую перспективу, в том числе поддержка билингвальных секций – русского языка во французских школах и французского в российских. Во Франции работают 8 международных секций с углубленным изучением русского языка. А в России действуют 25 билингвальных секций французского языка в школах, где с 8‑го по 11‑й класс преподают ряд предметов на французском. В Минпросвещения отметили, что знаковой эту встречу делает расширение географии программы ведомства по продвижению русского языка за рубежом. Помимо стран Азии и Восточной Европы программа начнет активно действовать и в государствах Западной Европы.
24 июля первый заместитель министра просвещения РФ Дмитрий Глушко встретился с главой Ивановской области Станиславом Воскресенским. В ходе встречи обсуждалось перепрофилирование Интердома имени Е.Д.Стасовой в полноценную международную площадку, на базе которой будет организовано обучение иностранных граждан, прежде всего детей из стран СНГ. Как отмечают в Минпросвещения, международный центр «Интердом» может стать одним из основных инструментов в работе, направленной на продвижение русского языка за рубежом. В частности, выступать оператором кадровой и учебно-методической поддержки русских школ за границей.
В ходе перепрофилирования планируются мероприятия, призванные обеспечить деятельность международной школы на базе Интердома. Например, проведение летних и зимних школ с привлечением иностранных учеников. Одно из двух общежитий школы в ходе капитального ремонта предполагается переоборудовать под возможность расселения в нем иностранных преподавателей. Также на встрече обсудили возможности расширения использования цифровых образовательных ресурсов на базе Интердома для поддержки учеников и преподавателей зарубежных школ.
Рособрнадзор по результатам проверок приостановил действие лицензии на образовательную деятельность Института информационных технологий, экономики и менеджмента и Теологического института Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии. Институт информационных технологий, экономики и менеджмента, расположенный в подмосковном Клину, получил лицензию в 1996 году. Религиозная духовная образовательная организация высшего образования «Теологический институт Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии» находится в Ленинградской области, она начала деятельность в 2000 году. Напомним, что лицензия выдается вузу Рособрнадзором и подтверждает его право на оказание услуг по реализации образовательных программ. В случае ее аннулирования вуз обязан прекратить образовательную деятельность.
Рособрнадзор продолжает подводить итоги ЕГЭ. Результаты экзамена по русскому языку улучшились по сравнению с 2019 годом. В текущем году его сдавали почти 614 тысяч человек, что на 62,5 тысячи меньше, чем в прошлом. Средний тестовый балл составил 71,6. Количество высокобалльников возросло, 3948 участников получили максимальные 100 баллов. Доля участников, не преодолевших минимальный порог для поступления в вузы, сократилась по сравнению с прошлым годом и составила 1,14%.
Улучшились и результаты ЕГЭ по истории, которую в этом году сдавали более 102330 человек (на 4518 меньше, чем в прошлом). Средний тестовый балл вырос на 1,5 балла и составил 56,4. Доля высокобалльников увеличилась на 4,5%. Доля участников, не преодолевших минимальную границу, немного снизилась и составила 7,5%.
Предварительные результаты ЕГЭ по математике профильного уровня незначительно изменились по сравнению с прошлым годом. Средний тестовый балл составил 54,2, количество высокобалльников – 6,6%. Сдавали этот предмет в 2020 году примерно 362 тысячи человек, что на 10 тысяч меньше, чем годом ранее.
Средний тестовый балл по физике практически не изменился и составил 54,5. Доля высокобалльных работ также осталась на уровне прошлого года (8,5%). Доля участников, не преодолевших минимальный порог, сократилась почти на 1% и составила 5,7%.
«Результаты экзаменов говорят о стабильности ЕГЭ, мы не наблюдаем аномальных всплесков или падения баллов. Мы также видим, что в этом году сохранилась тенденция улучшения результатов ЕГЭ по истории, что свидетельствует о положительном влиянии изучения этого предмета в школах на основе историко-культурного стандарта», – прокомментировал результаты экзаменов врио руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев.
Комментарии