Президент России утвердил перечень поручений по итогам совещания о ситуации в системе образования в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Минпросвещения России совместно с Рособрнадзором и органами исполнительной власти субъектов РФ поручено обеспечить в период подготовки и проведения ЕГЭ учебно-консультационное сопровождение выпускников 11‑х классов, а также определить дополнительные сроки проведения единого госэкзамена в течение 2020‑2021 учебного года. Кроме того, к 1 октября необходимо организовать проверку знаний школьников и их дополнительное обучение по неусвоенным темам. К 20 июня Минпросвещения России совместно с Роспотребнадзором и регионами должны определить сроки и условия приема детей в летние лагеря в 2020 году, обеспечив упрощенный режим оформления необходимых документов. Также президент поручил в период каникул увеличить количество дежурных групп в детских садах и обеспечить работу летних городских лагерей с дневным пребыванием на базе образовательных учреждений и других объектов социальной инфраструктуры с привлечением высокотехнологичных компаний.
Опыт дистанционного обучения будет учтен при совершенствовании форм и методов обучения и воспитания, образовательных технологий. Соответствующие предложения к 1 ноября должны представить Минобрнауки и Минпросвещения России. При этом в поручении подчеркивается, что приоритет должен быть сохранен за обучением непосредственно в образовательных организациях. На поддержку федеральных учреждений образования, науки и здравоохранения в 2020 году выделят 41,7 млрд рублей. Соответствующее поручение адресовано Правительству РФ. Средства выделяются в том числе на сохранение уровня оплаты труда работников не ниже уровня, достигнутого в 2019 году. Еще ряд поручений главы государства касается поддержки студентов.
10 июня Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление об особенностях проведения государственной итоговой аттестации школьников в 2020 году, позволяющее выдать аттестаты выпускникам 9‑х и 11‑х классов без экзаменов. А 11 июня соответствующие приказы были выпущены Министерством просвещения РФ и Рособрнадзором. Как пояснили в Рособрнадзоре, аттестаты за 9‑й класс выдаются выпускникам текущего года, а также выпускникам прошлых лет, получившим ранее неудовлетворительные оценки на экзаменах, если они имеют годовые отметки по всем учебным предметам за 9‑й класс не ниже удовлетворительных и получили «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку. Итоговые отметки в аттестате определяются как среднее арифметическое четвертных (триместровых) отметок по соответствующим предметам за 9‑й класс. Аттестаты за 11‑й класс выдаются выпускникам текущего года и прошлых лет, не набравшим ранее минимальные баллы для получения аттестата, если они имеют годовые оценки по всем предметам не ниже удовлетворительных, получили «зачет» за итоговое сочинение и подали заявление на участие в ГИА-11 в 2020 году. Итоговые отметки в аттестате определяются как среднее арифметическое полугодовых (триместровых) и годовых отметок за каждый год обучения по программе среднего общего образования.
В случае невозможности выдать аттестат выпускнику или его доверенному лицу лично образовательная организация может по заявлению выпускника выслать ему аттестат заказным почтовым отправлением. Также образовательные организации вправе до момента личной передачи аттестата направить выпускнику по его запросу электронную копию аттестата, которую он сможет подать в вуз или организацию СПО при поступлении. При этом оригинал аттестата будет храниться в личном деле выпускника в образовательной организации до момента востребования. Приказы вступили в силу с 15 июня 2020 года.
Правительство РФ опубликовало на своем официальном сайте доклад о реализации государственной политики в сфере образования за 2019 год. Документ содержит информацию о количественных и качественных показателях, характеризующих основные результаты за отчетный год, о принятых нормативных правовых актах в сфере образования. В том числе в нем приведены данные о среднемесячной зарплате педагогических работников. За январь – декабрь 2019 года, по данным Росстата, у педагогов дошкольного образования она выросла с 31,7 тыс. до 34 тыс. рублей (на 7,2%), общего образования – с 38,4 тыс. до 41,1 тыс. рублей (7%), дополнительного образования детей – с 36 тыс. до 38,5 тыс. рублей (6,9%), у преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений СПО – с 36,5 тыс. до 39,1 тыс. рублей (7,1%), у педагогов высшей школы – с 82,5 до 89,9 тыс. рублей (5,1%). Средние зарплаты школьных учителей и педагогов СПО согласно официальной статистике во всех субъектах РФ в 2019 году достигли 100% от среднемесячной зарплаты по региону. Целевые показатели, установленные в соответствии с указом президента для педагогов-дошкольников (100% от среднемесячной зарплаты в сфере общего образования), не выполнены в Республике Тыва (92,9%). По педагогам дополнительного образования детей (100% от среднемесячной заработной платы учителей) – в Приморском крае (87,6%), по преподавателям вузов (200% от среднемесячной зарплаты в регионе) – в Бурятии (185,5%), Камчатском крае (192,5%) и Магаданской области (193,4%).
Минпросвещения России в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» проводит конкурсный отбор на предоставление в 2021 году бюджетных средств для обновления материально-технической базы техникумов и колледжей. Участие в нем принимают 854 учебных заведения из 81 региона. Переоснащение и создание мастерских планируется по семи направлениям: «Искусство», «Дизайн и сфера услуг», «Строительство», «Информационно-коммуникационные технологии», «Обслуживание транспорта и логистика», «Промышленные и инженерные технологии», «Сельское хозяйство», «Социальная сфера». Как сообщили в пресс-службе Минпросвещения России, самое популярное по количеству поступивших заявок направление – «Промышленные и инженерные технологии». Оснащение позволит создать условия для практической подготовки учащихся в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями. На эти цели в рамках федерального проекта в 2019‑2020 годах выделено более 7,3 млрд рублей. Победителям конкурса на 2021 год предусмотрено более 4,3 млрд рублей. Всего к 2024 году планируется создать 5000 мастерских.
Заместителем министра просвещения РФ назначена Екатерина Толстикова. Ранее она уже занимала этот пост, когда ведомство возглавлял Дмитрий Ливанов. Екатерина Андреевна Толстикова родилась 18 марта 1981 года в Севастополе. В 2004 году окончила с отличием Московскую государственную юридическую академию. Работала в Арбитражном суде Московской области, Министерстве имущественных отношений РФ, Министерстве промышленности и энергетики РФ, в Федеральном агентстве по науке и инновациям. В 2010 году пришла в Минобрнауки России, где прошла путь от помощника до заместителя министра. В 2016‑м, с приходом Ольги Васильевой, покинула этот пост. В ноябре того же года назначена заместителем председателя Правительства Республики Дагестан. С января 2018 по февраль 2019 года одновременно занимала должность министра по земельным и имущественным отношениям РД.
Министерство просвещения РФ и Кружковое движение Национальной технологической инициативы (НТИ) объявили первый Всероссийский конкурс кружков. По итогам будут определены лучшие кружки, работа которых направлена на включение школьников в решение реальных технологических задач, подготовку инженеров, новаторов и технологических предпринимателей будущего. К осени 2020 года планируется выпустить общий реестр и первую карту технологических кружков России. На первом этапе конкурса, до 30 июня 2020 года, идет прием заявок на сайте konkurs.kruzhok.org. К участию приглашаются кружки по тематикам НТИ (беспилотники, искусственный интеллект, интернет вещей, нейро- и нанотехнологии и др.), кружки технического творчества, кружки углубленного изучения наук (математика, астрономия, физика, биология, химия и пр.), а также неформальные сообщества технологических энтузиастов. Лучшие мероприятия будут проведены при финансовой и организационной поддержке Кружкового движения НТИ. Победителей определят по итогам третьего, очного, тура, который запланирован на ноябрь – декабрь 2020 года.
Роспотребнадзор разработал рекомендации по организации питания школьников. Согласно документу здоровое питание ребенка предполагает первый прием пищи дома с учетом режима дня и организации образовательного процесса. «Обучающиеся общеобразовательных организаций в зависимости от режима (смены) обучения обеспечиваются горячим питанием в виде завтрака и (или) обеда. Продолжительность перемены для приема пищи должна составлять не менее 20 минут. Обучающиеся первой смены обеспечиваются завтраком во вторую или третью перемены» – говорится в документе. Завтрак должен состоять из горячего блюда и напитка. Рекомендуется добавлять ягоды, фрукты и овощи. Ассортимент продуктов и блюд завтрака может включать крупяные, творожные, мясные или рыбные блюда, молочные продукты, блюда из яиц, овощи, макаронные изделия. Ребят, которые учатся во вторую смену, необходимо обеспечить обедом. Заменять его завтраком нельзя. Обед должен включать закуску, горячее первое, второе блюдо и напиток. Меню должно разрабатываться на период не менее двух учебных недель с учетом всех необходимых для нормального роста и развития детей белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов. Отдельные разделы документа посвящены оснащению пищеблоков, контролю качества питания, а также организации мониторинга горячего питания школьников. В приложении к рекомендациям представлены варианты примерного меню завтраков и обедов для учеников начальной, средней и старшей школы. Ознакомиться с ними можно на официальном сайте Роспотребнадзора.
Комментарии