Президент России Владимир Путин поручил правительству обеспечить разработку отдельных учебных курсов и дисциплин в области генетики для школ и организаций дополнительного образования детей, а также организовать повышение квалификации педагогов в этой предметной области. Поручение дано главой государства по итогам совещания по вопросам развития генетических технологий в Российской Федерации, которое состоялось 14 мая. Также правительству предстоит определить перечень основных знаний и навыков в области разработки и применения генетических технологий с целью актуализации на их основе образовательных программ высшего и дополнительного профессионального образования. Первый доклад на эту тему должен быть представлен президенту до 1 декабря 2020 года.
Совет Федерации одобрил закон о принятии неотложных мер для обеспечения устойчивого развития экономики и предотвращения последствий распространения коронавируса. Одна из его норм дает правительству право в 2020 году устанавливать особые правила проведения государственной итоговой аттестации (ГИА), а также вступительных испытаний при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета. К числу таких особенностей отнесена возможность признания результатов промежуточной аттестации в качестве результатов ГИА для учеников 9‑х и 11‑х классов и основания для выдачи школьных аттестатов.
Совет Федерации одобрил закон, касающийся особенностей целевого обучения в вузах. Соответствующие изменения вносятся в Закон «Об образовании в РФ». В настоящее время заказчик целевого обучения, который не выполнил свои обязательства по трудоустройству выпускника вуза, должен выплатить учебному заведению штраф в размере затрат бюджетной системы на его обучение. Однако действующие нормы не касаются ситуаций, при которых заказчиком обучения выступает сам вуз. Нововведение устанавливает, что образовательная организация, выступающая заказчиком целевого обучения, будет обязана возместить бюджетные расходы на обучение гражданина, если она нарушила принятое на себя обязательство по его трудоустройству. Указанные изменения не будут распространяться на правоотношения, возникшие из договоров о целевом обучении, заключенных до вступления нового закона в силу.
Кроме того, документ законодательно закрепляет неотложные меры при реализации образовательных программ при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории страны либо на ее части. Вносимые изменения касаются применения электронного обучения, дистанционных технологий при реализации образовательных программ, проведения государственной итоговой аттестации, завершающей освоение основных профессиональных образовательных программ, а также признания легитимности копий документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении, выданных в электронной форме. Как подчеркнула глава Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, поправка не предусматривает полного перехода на дистанционное обучение, вводиться такой формат будет только в случае форс-мажора.
На заседании Совета Федерации сенаторы обсудили подготовку регионов к организации бесплатного горячего питания учеников начальной школы. Напомним, что такую задачу поставил Президент России Владимир Путин. В тех регионах, где есть техническая готовность, бесплатные горячие обеды будут предоставляться с 1 сентября 2020 года. «В постоянном контакте с профильными ведомствами мы держим на контроле разработку правил распределения субсидий регионам, – отметила председатель Комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова. – По предложению сенаторов с учетом мнений регионов была изменена формула – теперь на субсидии могут претендовать все субъекты, включая регионы-доноры. Перенесена на более поздний срок и оценка готовности регионов к организации питания – с 15 апреля на 15 июля. Это даст возможность получить субсидию большему числу субъектов».
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко обратилась ко всем сенаторам с просьбой проверить, почему некоторые регионы на сегодняшний день не готовы к исполнению поручения президента и какие меры предпринимаются, чтобы как можно больше субъектов могли получить федеральную субсидию для организации горячего питания школьников младших классов.
Правительство РФ внесло изменения в правила предоставления субсидий на благоустройство школ. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Внести изменения в ранее действовавший порядок просили власти ряда регионов. Теперь у них будет возможность при необходимости ходатайствовать о замене объектов, ранее указанных в заявке, при условии, что это не приведет к увеличению размера запрашиваемых субсидий. Новый порядок поможет завершить благоустройство государственных и муниципальных школ в отведенный для этого срок – к 2021 году. Такое поручение дал Президент России Владимир Путин. На 2020 год на эти цели в федеральном бюджете предусмотрено 5,6 млрд рублей.
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков 5 июля провел прямую линию, в ходе которой ответил на вопросы о работе вузов в период пандемии, реализации приоритетных национальных проектов, перспективах развития высшей школы и научной отрасли. Диалог в прямом эфире продолжался в течение двух часов. Модератором прямой линии стал писатель, философ, ведущий популярного телепроекта «Умницы и умники» профессор Юрий Вяземский. За трансляцией наблюдали посетители официальных аккаунтов министерства в YouTube и ВКонтакте. Число зрителей превысило 120 тысяч человек. Посмотреть эфир можно по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=0ZcZ581NUDo&feature=youtu.be.
Минпросвещения России утвердило итоги Всероссийской олимпиады школьников 2019‑2020 учебного года по каждому предмету. В соответствии с особенностями проведения олимпиады в этом учебном году, которые были установлены приказом Минпросвещения России от 28 апреля 2020 г. №189, в списки призеров вошли выпускники 11‑х классов, набравшие проходные баллы для участия в заключительном этапе олимпиады. Они утверждены на основе протоколов регионального этапа, представленных органами управления образованием субъектов РФ.
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов и министр образования и науки Республики Таджикистан Мухаммадюсуф Имомзода обсудили перспективы взаимодействия двух стран в области создания совместной образовательной инфраструктуры и изучения русского языка. В рамках соглашения между правительствами России и Таджикистана в пяти городах республики – Душанбе, Куляб, Худжанд, Бохтар и Турсунзаде – будут построены и оснащены пять школ с обучением на русском языке. Глава Минобрнауки Таджикистана подчеркнул, что их открытие станет значимым событием для республики, где русскому языку уделяется особое внимание. Сергей Кравцов поблагодарил коллег за успешную совместную реализацию проекта, в рамках которого российские педагоги преподают в школах Таджикистана, и всестороннее содействие по возвращению российских учителей на родину в связи с эпидемиологической ситуацией. В 2019‑2020 учебном году 48 российских преподавателей обучали более 7 тыс. таджикистанских школьников. Главы обоих ведомств заявили о готовности продолжить проект в следующем учебном году, как только позволит эпидемиологическая ситуация.
Минпросвещения России утвердило особенности приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на 2020‑2021 учебный год. Приказ зарегистрирован в Минюсте. Описанные в нем особенности будут применяться по решению региональных органов управления образованием. В соответствии с приказом продлен прием документов: на очную форму обучения он завершится 25 августа, по специальностям, требующим определенных творческих способностей, физических, психологических качеств, – 15 августа. Если в образовательной организации есть свободные места, прием продлевается до 25 ноября. При этом колледжи и техникумы сами устанавливают сроки приема документов на очно-заочную и заочную формы обучения. Абитуриенты могут отправить заявление о приеме, а также уведомление о намерении обучаться по почте и в электронной форме (по электронной почте, через региональные порталы государственных и муниципальных услуг). Вступительные испытания, подача и рассмотрение апелляций проходят с использованием дистанционных технологий. Формы испытаний организации СПО определяют самостоятельно.
Минпросвещения России разрабатывает программу помощи школам, детям, их родителям, которая позволит ученикам в начале следующего учебного года восполнить пробелы в знаниях, если эти знания не были усвоены на должном уровне в период самоизоляции. Об этом глава ведомства Сергей Кравцов рассказал в программе «Просто о сложном с Софико Шеварднадзе». Министр сообщил, что в начале учебного года будет проведена диагностика знаний учеников. «Мы проведем срез знаний. Поймем, какие есть образовательные дефициты по всем темам, не для того чтобы выставить какие-то оценки, а для того чтобы максимально эти дефициты компенсировать. И сегодня мы создаем целую программу по помощи школам, ученикам, их родителям в начале следующего учебного года, чтобы восстановить знания, которые по понятным причинам могли быть не усвоены на должном уровне». Сергей Кравцов сообщил, что программы подготовки и повышения квалификации учителей также будут корректироваться.
Врио руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев 18 июня ответит в прямом эфире на вопросы о проведении ЕГЭ в 2020 году. Горячая линия стартует в Ситуационно-информационном центре Рособрнадзора в 10.00. Ее трансляция будет вестись в прямом эфире в сообществе ведомства в социальной сети «ВКонтакте». В настоящее время уже принимаются вопросы по электронной почте ege2020@obrnadzor.gov.ru и на странице Рособрнадзора ВКонтакте. Также вопросы можно будет задать ВКонтакте во время прямого эфира.
Комментарии