31 января Президент России Владимир Путин провел рабочую встречу с министром просвещения РФ Ольгой Васильевой. Глава государства отметил, что после разделения Министерства образования и науки на два министерства прошло восемь месяцев, попросил Ольгу Васильеву оценить деятельность ведомства в новом качестве и рассказать о том, как планируется выстраивать работу в рамках национального проекта «Образование». Министр рассказала о создании новых мест для школьников и дошколят (так, охват дошкольным образованием детей от двух месяцев до трех лет, по ее словам, с 2016 года вырос с 71 до 85%), о достижениях школьников на международных олимпиадах, о развитии движения WorldSkills, о ходе создания безбарьерной среды в образовательных организациях. В ходе встречи Владимир Путин потребовал на уровне министерства отслеживать зарплату педагогов в субъектах РФ. «Зарплата учителей не должна опускаться ниже, чем в среднем по экономике в соответствующем регионе», – подчеркнул президент. Также Владимир Путин и Ольга Васильева обсудили тему продвижения русского языка за рубежом. Министр сообщила, что ведомство планирует расширять географию стран, в школах которых работают российские учителя-предметники.
В Государственной Думе состоялось расширенное заседание Экспертного совета по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения безопасности детей и формирования комфортной среды для их жизни и развития. В центре внимания оказались вопросы детского питания, в том числе в образовательных организациях. Заместитель председателя Госдумы Ирина Яровая напомнила, что в ходе встречи с руководством фракции «Единая Россия» 10 октября 2018 года премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение подготовить предложения по совершенствованию системы питания детей, и представила концепцию закона об основных гарантиях прав ребенка на качественное и безопасное питание. В частности, предлагается законодательно установить обязанность разработки единых методических рекомендаций по рациону питания детей в столовых и буфетах не только Роспотребнадзором, но и Минздравом России и Минпросвещения. «В целях дополнительного контроля по госзакупкам и реализации госконтрактов предлагаем включать в договоры об организации питания, которые заключаются между образовательной организацией и поставщиком детского питания, участие специальной комиссии для оценки качества предоставляемых поставщиком услуг. Такие комиссии будут формироваться в каждом регионе, в них войдут представители законодательной и исполнительной властей субъекта, Счетной и Общественной палат. Деятельность комиссии и результаты проверок обязательно должны носить публичный характер», – сказала Ирина Яровая. По ее мнению, дополнительная форма общественного контроля при участии родителей должна быть обеспечена через обязательное размещение рациона и меню на сайтах образовательных учреждений. Отдельного внимания, по словам заместителя председателя ГД РФ, также заслуживает тема ценообразования в школьных буфетах, которое сегодня не регулируется на уровне федерального законодательства. «Цена розничной реализации продуктов в школьных буфетах должна быть не выше, чем в любой другой точке розничной торговли», – заявила депутат. Для обеспечения безопасности детского питания в образовательных учреждениях, по ее словам, необходимо также уделить внимание уже предусмотренным в законодательстве внеплановым и плановым проверкам. «Предлагаю, чтобы в случае поступления коллективного обращения от родителей, а также при отравлении детей внеплановые проверки соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при организации детского питания проводились оперативно, внезапно, без согласования, но с незамедлительным уведомлением прокуратуры. При этом ежегодные плановые проверки организации детского питания должны проводиться перед началом каждого учебного года или оздоровительной кампании», – сказала Ирина Яровая.
Заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова приняла участие в работе III Всероссийской конференции «Путь к успеху: стратегии поддержки одаренных детей и молодежи» на площадке образовательного центра «Сириус». Вице-премьер выступила на пленарной сессии «Национальный проект «Образование»: новые модели и возможности». Как сообщила Татьяна Голикова, на реализацию нацпроекта в 2019‑2024 годах будет направлено 785 млрд рублей, из которых 723 млрд – средства федерального бюджета. Предполагается, что в 8 тыс. школ, расположенных в сельской местности и малых городах, будут созданы центры цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей. «В результате реализации национального проекта будет введено в эксплуатацию не менее 230 тыс. новых мест в общеобразовательных организациях, не менее 70% школ будут реализовывать общеобразовательные программы в сетевой форме, все школы планируется обеспечить высокоскоростным интернет-соединением», – рассказала Татьяна Голикова. Кроме того, будет продолжено развитие детских технопарков «Кванториум», нацпроектом предусмотрено, что они появятся не только в региональных центрах, но и в городах с населением более 50 тысяч человек.
В результате реализации нацпроекта «Образование» процесс обучения выйдет за пределы одной образовательной организации. Как отметила вице-премьер, действующим законодательством допускается ведение образовательной деятельности только на основании лицензии, что ограничивает возможности образовательного процесса. «В настоящее время Минобрнауки совместно с Минпросвещения разрабатывается законопроект, и мы надеемся, что до конца февраля он будет внесен в правительство. Его суть в том, чтобы снять ограничение, связанное с лицензированием, и позволить другим организациям реализовывать образовательную программу по договору. Мне кажется, это чрезвычайно важно для повышения компетенций и знаний, которые мы хотим получить у подрастающего поколения», – сказала Татьяна Голикова.
Министерство просвещения РФ вынесло на общественное обсуждение законопроект, который позволит оградить педагогов от излишней отчетности. Как указывается в пояснительной записке к проекту, анализ документооборота на местах выявил избыточность количества документов, разрабатываемых и применяемых школой, отсутствие контроля за актуальностью информации, размещенной в открытом доступе, дублирование бумажных и электронных форм документов, принуждение учителей к выполнению обязанностей администрации школ. Согласно законопроекту перечень документов, в разработке и ведении которых участвуют педагоги при реализации программ общего образования, будет устанавливаться на федеральном уровне. Соответствующие изменения предлагается внести в Федеральный закон «Об образовании в РФ». «Педагогу необходимо располагать временем для развития своих навыков, совершенствования программ, и администрации школ должны высвобождать ему это время, создать все условия для профессионального роста. Мы видим, что происходит на местах, и планируем замкнуть эти вопросы на себе. Именно федеральные органы управления образованием должны утверждать единые требования, и следующий наш шаг – определение конкретных документов, за рамки которых уже ни школьная администрация, ни какие-либо внешние органы не смогут выходить в отношении нагрузки на учителя», – заявила министр просвещения РФ Ольга Васильева.
Минпросвещения России в рамках реализации федерального проекта «Молодые профессионалы», утвержденного паспортом национального проекта «Образование», запускает обучение руководящего состава организаций среднего профессионального образования (СПО). Прошедшие конкурсный отбор управленческие команды колледжей в 2019 году получат дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки, связанным с отраслевым сетевым взаимодействием (период обучения с 13 февраля по 19 апреля) и кластерным взаимодействием (с 27 февраля по 27 апреля). Слушатели научатся разрабатывать и внедрять инструменты развития образовательных организаций на основе освоения методологии и технологий проектного управления, обновят программы развития колледжей на основе проектного метода, разработают региональные модели кластерного взаимодействия в системе СПО. В реализации программ примут участие представители международных и российских компаний, корпоративных университетов и бизнес-школ, представители федеральных и региональных органов государственной власти в сфере образования и социально-экономического развития. Подробная информация о программах размещена на сайте Государственного института новых форм обучения.
Рособрнадзором утвержден график проведения всероссийских проверочных работ (ВПР) и национальных исследований качества образования (НИКО) в 2019 году. ВПР пройдут с 5 марта по 25 апреля. Для учащихся 4, 5 и 6‑х классов их написание является обязательным, в 7‑х и 11‑х классах ВПР проводятся по решению школы. Четвероклассники напишут ВПР по русскому языку (с 15 по 19 апреля), математике и окружающему миру (с 22 по 26 апреля), пятиклассники – по русскому языку (25 апреля), математике (23 апреля), биологии (18 апреля), истории (16 апреля), шестиклассники – по русскому языку (23 апреля), математике (25 апреля), биологии (16 апреля), истории (11 апреля), обществознанию (18 апреля) и географии (9 апреля), семиклассники – по русскому языку (9 апреля), математике (18 апреля), биологии (11 апреля), истории (25 апреля), обществознанию (4 апреля), географии (16 апреля) и английскому языку (2 апреля), одиннадцатиклассники – по географии (12 марта), физике (19 марта), химии (14 марта), биологии (21 марта), истории (13 марта) и иностранному языку (5 марта).
Федеральный институт оценки качества образования опубликовал на своем сайте образцы и описания всероссийских проверочных работ, которые пройдут в 2019 году (https://fioco.ru).
НИКО в 2019 году будут проведены по двум предметам: физической культуре в 6‑х и 10‑х классах (8‑12 апреля) и технологии в 5‑х и 8‑х классах (октябрь).
Комментарии