Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова провела круглый стол «О ходе реализации в субъектах Российской Федерации федерального проекта «Цифровая образовательная среда». По словам сенатора, основная задача проекта – создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. Его реализация позволит разработать платформу непрерывного образования. «Важно, чтобы цифровизация образования стала не просто набором методик, целей и задач, а ориентировалась на индивидуальное развитие каждого человека, стала платформой для постоянного повышения качества и доступности образования, возможностью учиться у лучших и учиться непрерывно. Реализация проекта должна стать подспорьем и для преподавателя, который получает дополнительные знания для использования новых образовательных технологий», – уверена Лилия Гумерова. Заместитель министра просвещения РФ Марина Ракова отметила важность развития необходимой инфраструктуры для подключения школ к Интернету, внедрения современных цифровых технологий в образовательный процесс, создания сервисов для учителей, выявления лучших моделей и программ образования. «Акцент делается на предоставлении равного доступа к образовательному контенту, особенно в отдаленных школах. Если учитель хочет узнать что-то новое, он должен иметь для этого возможность. Лучшие опыт и практики должны быть доступны учителям и учащимся», – подчеркнула она. Подводя итоги обсуждения, Лилия Гумерова заверила, что комитет СФ продолжит вести мониторинг реализации мероприятий по цифровизации образования в регионах.
Государственная Дума приняла в третьем, окончательном, чтении законопроект о практической подготовке обучающихся. Документ законодательно закрепляет понятие «практическая подготовка», разрешает проводить ее не только на базе учебных заведений, но и на базе других организаций. Российские вузы получат возможность организовать практику для студентов в сетевой форме. Закон принят с поправкой, которая снимает ограничение на продление срока полномочий для ректоров Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета. Согласно Трудовому кодексу РФ оставаться ректором вуза можно в возрасте до 65 лет. Закон об МГУ и СПбГУ дает Президенту России право дважды продлевать срок работы ректоров этих вузов на пять лет. Предложенная поправка убирает из закона слово «дважды». Также принятые поправки закрепляют полномочия Минпросвещения России по утверждению Федерального перечня учебников, допущенных для использования в школах.
Министр просвещения РФ Ольга Васильева открыла на базе Казанского педагогического колледжа Центр опережающей профессиональной подготовки, созданный в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» нацпроекта «Образование». Новая структура позволяет всем желающим пройти профессиональную подготовку по коротким программам, в том числе и педагогическим. «Это не только один из первых ЦОППов России, это единственный центр, созданный на базе педагогического колледжа», – подчеркнула Ольга Васильева. Также в рамках визита министр встретилась со студентами колледжей из нескольких регионов страны. У молодежи была возможность задать интересующие вопросы. Они касались инклюзивного образования, финансовой поддержки молодых специалистов, введения демонстрационного экзамена для студентов колледжей и повышения престижа профессии учителя. На вопрос о большом объеме бумажной работы в школе глава Минпросвещения России ответила, что завершаются правовые процедуры, которые позволят оставить только четыре отчетных документа – электронный дневник, электронный журнал, программу и план.
Минпросвещения России утвердило сроки проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2019‑2020 учебном году. Ученики продемонстрируют знания по 24 общеобразовательным предметам. Региональный этап стартует 10 января с олимпиады по французскому языку. Финальными испытаниями регионального этапа станут олимпиады по испанскому, итальянскому и китайскому языкам, которые пройдут 21‑22 февраля. Приказ опубликован на официальном сайте министерства в разделе «Банк документов».
Министр просвещения РФ Ольга Васильева встретилась с министром образования, культуры, науки и спорта Монголии Ё.Баатарбилэгом. Стороны обсудили перспективы развития сотрудничества в сфере общего образования. Как сообщила Ольга Васильева, до конца этого года пройдет ряд мероприятий, направленных на продвижение русского языка в Монголии: онлайн-олимпиада на знание русского языка как иностранного среди школьников, открытие центра образования на русском языке и обучения русскому языку в Монголии. В 2020 году также планируется организация курсов повышения квалификации монгольских преподавателей. Еще одним важным проектом министр назвала направление российских преподавателей для работы в монгольских школах. «Такой опыт сотрудничества между нашими странами имел место в советские времена. Отрадно, что нам удастся его возродить», – подчеркнула Васильева. Стороны также подтвердили намерения подписать меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в сфере общего образования. Документ определит будущие направления совместной работы ведомств: обмен опытом, содействие изучению языка и культуры двух государств, а также международной академической мобильности.
В Минобрнауки России состоялось первое заседание Совета по развитию педагогического образования под председательством главы ведомства Михаила Котюкова. В мероприятии приняли участие заместитель министра науки и высшего образования РФ Марина Боровская, заместитель министра просвещения РФ Виктор Басюк, президент РАО Юрий Зинченко, ректоры ведущих вузов и эксперты в области высшего образования. Как сообщил Михаил Котюков, создание совета было инициировано Минобрнауки и Минпросвещения России. По его словам, перед советом стоят задачи, связанные с вопросами координации межвузовского взаимодействия, определения основных принципов государственной политики в сфере гуманитарного и педагогического образования и развития научных исследований в области педагогики. «Важен ответ на вопрос, какой должна быть продолжительность подготовки педагога, и какими знаниями и навыками он должен обладать, завершая свое обучение», – подчеркнул Михаил Котюков. Также он отметил, что в настоящее время Минобрнауки России ведет работу по совершенствованию методики распределения контрольных цифр приема в вузы: «Нам необходимо учитывать непростую демографическую ситуацию, которая ожидает нас в ближайшем будущем. Мы должны быстрее воспроизводить педагогические кадры, при этом предоставляя им возможности для непрерывного профессионального роста».
Комментарии