search
main
0

Официальная хроника

В Государственную Думу внесен проект закона, согласно которому в спортивные вузы без экзаменов будут зачисляться победители международных соревнований, перечень которых утвердит Правительство РФ. Его авторами стали депутаты разных фракций. По мнению парламентариев, такими соревнованиями могли бы стать, например, Всемирные игры дружбы, Игры будущего, Игры стран БРИКС.

По словам члена Комитета по физической культуре и спорту, соавтора инициативы Римы Баталовой, законопроект дает молодым спорт­сменам такие же льготы, какие на сегодняшний день имеют олимпийские и паралимпийские чемпионы, чемпионы мира и Европы.

«Сегодня наши ведущие спортсмены, к сожалению, не имеют возможности выступать на крупных международных соревнованиях, – отметила депутат. – Мы будем проводить свои международные соревнования – это Игры БРИКС, Игры дружбы, Игры будущего, где к нам уже присоединились более 80 стран. Старты будут проходить более чем по 30 видам спорта».

 

Валерий ФАЛЬКОВ рассказал о развитии инженерного образования

Соискатели ученой степени кандидата наук смогут защищать диссертацию в виде научного доклада, подготовленного на основе ранее опубликованных работ. Постановление, вносящее соответствующие изменения в Положение о присуждении ученых степеней, подписал Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин.

Теперь аспиранты-очники, имеющие не менее 10 научных публикаций, значимых для развития науки, техники и технологий, смогут при желании представлять на защиту диссертацию в виде доклада, содержащего обзор таких статей. Таким образом, аспиранты смогут уделять больше внимания своим исследованиям и быстрее выходить на защиту кандидатской диссертации.

В 2021 году подобный порядок защиты диссертации был установлен для соискателей ученой степени доктора наук. Тогда было определено, что у соискателей докторской степени в области гуманитарных, экономических и общественных наук должно быть не менее 50 научных публикаций. Отныне это правило будет распространяться и на другие научные области. Таким образом, для всех ученых, защищающих докторскую диссертацию, устанавливаются одинаковые требования.

Кроме того, изменения предусматривают возможность создания разовых диссертационных советов. Это необходимо для защиты конкретных научных работ, специфика которых не совпадает с компетенциями постоянно действующего диссертационного совета.

Еще одно изменение касается поэтапного внедрения электронного документооборота при рассмотрении аттестационных дел соискателей. До 15 апреля 2024 года вместе с бумажной копией дела диссертационные советы будут представлять в Минобрнауки электронные версии. После указанного срока аттестационные дела будут рассматриваться только в электронном виде.

 

Минпросвещения России утвердило правила вручения золотых и серебряных медалей выпускникам школ, а также их внешний вид. Приказы зарегистрированы Минюстом и опубликованы на официальном портале правовой информации.

Золотую медаль «За особые успехи в учении» I степени получат выпускники с отличными итоговыми оценками по всем предметам без исключения и с результатами ЕГЭ по русскому языку и еще по одной дисциплине не менее 70 баллов.

Серебряная медаль «За особые успехи в учении» II степени впервые будет вручаться выпускникам 2024 года. Для ее получения необходимо по всем предметам иметь итоговые оценки «отлично» и не более двух оценок «хорошо», а ЕГЭ по русскому языку и еще по одному предмету должны быть сданы на 60 или более баллов.

Предусматривается, что обе медали будут одного диаметра (40 мм) и одной толщины (3 мм), отличие только в цвете – золотистый и серебристый. На лицевой стороне медалей посередине – рельефное изображение государственного герба РФ. В верхней половине по окружности – надпись «Российская Федерация». На оборотной стороне – надпись «За особые успехи в учении», изображение раскрывающейся книги на фоне лучей и декоративная ветвь.

Выдаваться медали будут в пластиковом футляре с изображением государственного герба РФ. Для золотых медалей предусмотрен футляр красного цвета, для серебряных – синего.

Россия имеет один из лучших показателей в мире по доступности высшего образования, в том числе инженерно-технического. Об этом на пресс-конференции в ТАСС, посвященной новым принципам подготовки кадров для промышленности, а также развитию инженерного образования в стране, заявил глава Минобрнауки Валерий Фальков.

Министр отметил, что более 40% бюджетных мест, выделенных вузам на 2024 год, – это инженерно-технические специальности и направления. Всего в этом году выделено 627 тыс. бюджетных мест. Сейчас на бюджетные места могут претендовать 59,5% выпускников школ.

Важной мерой по развитию инженерного образования стало создание передовых инженерных школ на базе вузов. Уже сейчас в России действуют 30 передовых инженерных школ в 15 регионах России, в работу которых вовлечено более 190 индустриальных партнеров. С 2024 года их количество будет увеличено до 40.

Еще одной важной темой пресс-конференции стала подготовка кадров в новых регионах России. В этом учебном году вузам ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей распределили 37 тыс. бюджетных мест, из них 12 тыс. – по инженерным направлениям.

Валерий Фальков напомнил, что с 2022 года ведущие вузы страны стали кураторами университетов новых регионов, помогая им выстраивать учебный процесс и проводить научные исследования. Отдельно министр отметил слаженную работу с Минстроем России, благодаря которой студенты многих вузов могут учиться в обновленных, отремонтированных учебных корпусах. «Достаточно привести в пример Приазовский государственный технический университет в Мариуполе, который с 1 сентября открыл свои двери для ребят», – сказал Валерий Фальков.

 

Вузы, участвующие в первом аккредитационном мониторинге, до 1 мая 2024 года получат рекомендации по развитию, рассказала советник руководителя Рособрнадзора Наталья Алтыникова.

Напомним, что с 1 сентября по 1 декабря Рособрнадзор проводит аккредитационный мониторинг системы образования, в котором принимают участие около 45 тысяч образовательных организаций всех уровней, в том числе 1398 вузов и их филиалов. «Это беспрецедентная по своему масштабу процедура, которая реализуется в стране. Аккредитационный мониторинг задает сегодня стратегические ориентиры для системы образования, которыми мы должны руководствоваться в дальнейшем в принятии разных решений. Мы получили инструмент, который на всех уровнях образования позволит выявлять проблемы и зоны риска, сильные стороны, адекватно ставить задачи и двигать систему образования вперед», – сказала Наталья Алтыникова.

По ее словам, обработку собранных данных планируется завершить до 25 января, итоговый отчет должен быть подготовлен к 15 марта, а до 1 мая вузы получат рекомендации по итогам мониторинга. Вузам предстоит провести работу с полученными результатами: выявить причины недостижения пороговых значений показателей, разработать комплекс мер по их достижению, скорректировать свои программы развития и разработать план основных мероприятий. Также им рекомендуется ежегодно проводить внутренний мониторинг и учитывать его результаты при осуществлении стимулирующих выплат.

Наталья Алтыникова рассказала и о проблемах, выявленных в ходе первого аккредитационного мониторинга. В их числе отсутствие межведомственного взаимодействия и интеграции разных информационных систем, отсутствие реестра образовательных программ, перечня приоритетных образовательных программ подготовки кадров у большинства ведомств, недостаток компетенций в части управления образовательной деятельностью на местах, отсутствие необходимой информации на сайтах образовательных организаций.

 

Вузы стали чаще нарушать обязательные требования в условиях моратория на проведение плановых проверок. Об этом в ходе онлайн-семинара для высших учебных заведений рассказала заместитель руководителя Рособрнадзора Светлана Кочетова.

В условиях моратория на проверки Рособрнадзор проводит профилактические мероприятия. «Мы следим за образовательными организациями, их сайтами и, к сожалению, наблюдаем картину, что количество нарушений растет. По результатам профилактических мероприятий большинству образовательных организаций, в отношении которых они были проведены, направлены предостережения», – сообщила Светлана Кочетова. По ее словам, в 2022 году Рособрнадзором было проведено 448 профилактических мероприятий в отношении вузов, по результатам 323 из них объявлены предостережения. В этом году на конец октября проведено 467 профилактических мероприятий, по их результатам предостережения направлены 335 вузам.

Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев напомнил, что уже более 1,5 года ведомство и образовательные организации работают в условиях новых подходов к процедурам лицензирования, аккредитации и контрольно-надзорной деятельности. «Мы видим их сильные стороны и слабые моменты, которые нуждаются в совершенствовании. Часть поправок в законодательство, направленных на их устранение, принята этим летом, часть готовится. Это поможет устранить лазейки, которыми пользуются недобросовестные образовательные организации», – заявил он.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте