23 января Президент России Владимир Путин провел заседание попечительского совета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. Обсуждались промежуточные итоги реализации программы развития вуза, дальнейшие шаги по повышению конкурентоспособности университета, участие МГУ в передовых научных исследованиях. Владимир Путин назвал МГУ флагманом российской высшей школы, призванной сыграть значимую роль в реализации стратегических целей, которые стоят перед страной. «Нам нужны открытия, разработки, готовые продукты в тех областях, которые являются для нас приоритетными, включая, например, искусственный интеллект, кадры, которые способны создавать такие прорывные решения. Тем более что у МГУ есть сильные компетенции в сфере математики и физики», – пояснил президент. Он напомнил, что МГУ по большинству показателей в авторитетных рейтингах опережает остальные российские вузы. По его словам, чтобы оставаться лидером, университету нужно постоянно стремиться к обновлению, сохраняя лучшие традиции, и избавляться от всего, что может сдерживать развитие. В частности, президент призвал избегать «клонирования кафедр и факультетов по одним и тем же специальностям». «Образование экономиста можно получить сразу на трех факультетах МГУ, менеджера – на семи. При этом дипломы одинаковые, а знания разные? Надо понять, насколько это эффективно», – сказал Путин. Президент призвал более активно развивать междисциплинарные подходы в образовательных и научных программах, а также ускорить процесс создания научно-технологического центра (долины) для объединения потенциала МГУ, Российской академии наук и ведущих российских компаний.
В Совете Федерации обсудили «перезагрузку» системы воспитания. Здесь состоялась встреча рабочей группы по подготовке заседания Совета при Президенте РФ по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей на тему «Вопросы формирования системы воспитания подрастающего поколения». Открывая мероприятие, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина отметила, что само время диктует значимость новых подходов к системе воспитания молодых граждан. «Сегодня назрела необходимость дополнить Федеральный закон «Об образовании в РФ» нормами, усиливающими вопросы трудового, творческого, физического, интеллектуального, нравственного, патриотического воспитания детей и молодежи», – считает cенатор. Она обратила внимание на важность дальнейшего усиления гуманитарного образования, повышения общего уровня культуры, призвала использовать широкие возможности проходящего в стране Года театра. Глава комитета СФ напомнила, что в рамках реализации Национальной стратегии действий в интересах детей в 2015 году была утверждена Стратегия развития воспитания до 2025 года. Сегодня она по-разному реализуется в регионах. «Давайте вместе подумаем, как вдохнуть в документ жизнь. Как «перезагрузить» систему воспитания, чтобы она стала одним из важнейших факторов консолидации нашего общества», – сказала Зинаида Драгункина. Телеведущая, руководитель временной рабочей группы Арина Шарапова подчеркнула необходимость создания конкурентоспособных и позитивных интернет-проектов, привлекающих внимание молодежи. А заместитель министра просвещения РФ Ирина Потехина рассказала о предложениях ведомства по подготовке и переподготовке учителей, чтобы они могли использовать новые методы преподавания и на равных общаться с интернет-поколением детей.
В Государственной Думе наградили победителей и призеров Всероссийского педагогического конкурса «Мои инновации в образовании»-2018. Конкурс с 2007 года проводит Всероссийское педагогическое собрание. В 2018 году число номинаций увеличилось с 4 до 20. В конкурсе приняли участие педагоги из 42 регионов страны – учителя и директора школ, воспитатели, преподаватели СПО, которые предложили собственные инновации в образовании. Победителями и призерами признаны авторы 60 работ из 33 регионов. На церемонии награждения, которую провела председатель ВПС Валентина Иванова, педагогов поздравили депутаты и представители организаций – партнеров конкурса, в том числе «Учительской газеты». «Конкурс дает возможность педагогу создать материал для своего портфолио, представить свою конкурсную работу на профессиональной аттестации, аккумулирует самые передовые педагогические технологии и является площадкой для обмена педагогическим опытом на федеральном уровне», – отметила заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Лариса Тутова. От имени «УГ» героев торжества приветствовала генеральный директор издательского дома «Учительская газета» Анна Еланская, которая вручила педагогам памятные сувениры.
Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев в День российского студенчества посетил Учебный театр ГИТИСа, открывшийся после капитального ремонта. Премьер осмотрел экспозицию, посвященную 140‑летию вуза и истории учебного театра, побывал на открытой репетиции спектакля «Аршин мал алан», а также ответил на вопросы студентов и преподавателей. Речь зашла о стандартах образования и о том, кто должен утверждать их для творческих вузов, о продолжительности обучения по отдельным специальностям. Дмитрий Медведев поддержал предложение преподавателей продлить подготовку артистов музыкального театра с четырех до пяти лет. «Я думаю, что по отдельным творческим направлениям нужно прислушиваться к мнению педагогов, руководству вузов. Что касается того, кто эти решения будет принимать, мы можем разные схемы найти. В конце концов это может делать Минкульт вместе с Министерством науки и высшего образования», – сказал премьер-министр. Не обошли стороной и финансовые проблемы: студентов интересует льготное кредитование для оплаты обучения. Дмитрий Медведев согласился с тем, что нужно расширять возможности образовательного кредитования, и сообщил, что в правительстве готовится проект постановления на эту тему. Ректор ГИТИСа Григорий Заславский попросил рассмотреть возможность строительства нового общежития для иногородних студентов, а также обратил внимание на вышедший два года назад приказ Минобрнауки, «по которому отличников в российских вузах не должно быть больше 10%». «Прямо в приказе так зафиксировано?» – удивился премьер. «Там написано, что доля студентов, получающих повышенную стипендию за отличную учебу, не может быть больше 10% от получающих стипендию, – пояснил ректор. – А в ГИТИСе отличников очень много». «Это, конечно, странная история. Это, я думаю, даже не Минобр. Это, наверное, Минфин что-то им посоветовал. Следить за какими-то пропорциями надо, но арифметически задавать – это неправильно. Я проверю», – пообещал Дмитрий Медведев.
Заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова 25 января побывала на студенческом празднике в НИТУ «МИСиС». Вице-премьер осмотрела научные центры и лаборатории университета, а также обсудила со студентами и молодыми учеными реализацию национального проекта «Образование». В частности, Татьяна Голикова рассказала о планах по расширению господдержки университетов для повышения их глобальной конкурентоспособности в рамках проекта «5‑100». Как отметила Татьяна Голикова, мероприятия нацпроекта направлены в том числе на обеспечение возможности для студента получать качественное образование независимо от того, где он учится и проживает, за счет развития цифровой образовательной среды. Для всех будет обеспечен свободный и бесплатный доступ по принципу «одного окна» к онлайн-курсам, реализуемым различными университетами.
22 января министр просвещения РФ Ольга Васильева и супруга премьер-министра Японии Акиэ Абэ посетили детский технопарк «Кванториум» в Сколково. В рамках экскурсии они ознакомились с прототипом промышленного робота на голосовом управлении, «едой будущего» на основе водорослей, электронным поводырем для слепых и слабовидящих людей, а также с другими перспективными разработками начинающих инженеров. Глава Минпросвещения России подчеркнула, что большинство ребят, обучающихся в технопарке, планируют продолжить свою деятельность в научной сфере, а некоторые из них уже получили патенты на свои разработки. В свою очередь госпожа Абэ особенно отметила разработки, созданные для практического применения, например препарат, экстренно абсорбирующий и останавливающий кровь. Также она обратила внимание на программу виртуальной реальности для обучения нестандартным техническим работам. «Используя эту технологию, можно эффективно и безопасно тренироваться в работе со сложным оборудованием. Думаю, это можно широко применять и в других сферах», – заявила Акиэ Абэ. После демонстрации своих достижений юные исследователи подарили памятные подарки супруге премьер-министра Японии.
Министр просвещения РФ Ольга Васильева приняла участие в праздновании Дня российского студенчества в Московском государственном гуманитарно-экономическом университете. В ходе общения со студентами министр отметила, что МГГЭУ, где обучаются инвалиды с нарушением опорно-двигательной системы, – «это уникальное образовательное учреждение с выдающимися воспитанниками». «Вы люди, которые могут преодолевать то, чего не могут преодолеть другие. Жизнь безграничных возможностей – это про вас. Моя задача, моих коллег – вам помогать. Я очень горжусь тем, что наша страна имеет уникальное в мире учреждение, полноценный университет, где в том числе можно получить инклюзивное обучение. Ничего подобного ни у кого нет», – заключила Васильева. В рамках торжественной церемонии лучших студентов вуза наградили дипломами и благодарственными письмами за достижения в спорте, учебе, научной и общественной деятельности. В завершение церемонии для воспитанников МГГЭУ состоялся концерт, а всех желающих угостили праздничной медовухой.
Комментарии