Президент России Владимир Путин поручил обеспечить реализацию мероприятий, направленных на вовлечение детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья в научно-исследовательскую деятельность.
Поручение дано Правительству РФ по итогам встречи с участниками II Конгресса молодых ученых, которая состоялась в декабре. Первый доклад на эту тему президент ждет до 1 июня 2023 года.
Вице-спикер Госдумы от ЛДПР Борис Чернышов внес на рассмотрение нижней палаты проект закона о введении в правовое поле РФ принципа защиты чести и достоинства педагогического работника. Соответствующие изменения предлагается внести в Федеральный закон «Об образовании в РФ».
«Средствами массовой информации приводятся многочисленные примеры вмешательства в частную жизнь педагогических работников и попыток осуждения их действий даже в тех случаях, когда эти действия не носят противоправный характер и не обусловлены педагогической деятельностью.
В условиях, когда образование становится более доступным, а образовательные программы реализуются с активным применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, возрастает риск посягательств на честь и достоинство педагогических работников», – говорится в пояснительной записке к документу.
В статье 3 Федерального закона «Об образовании в РФ» перечислены принципы, на которых основываются государственная политика и правовое регулирование в сфере образования. Среди них признание приоритетности образования, единство образовательного пространства на территории страны, демократический характер управления образованием и др. Законопроект дополняет этот перечень принципом о защите чести и достоинства педагогического работника.
В России запустят программу научного наставничества для молодых исследователей. Об этом сообщил заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко.
«Сегодня в России более 52 тысяч молодых преподавателей в вузах в возрасте до 39 лет. Им предстоит, опираясь на традиции отечественной педагогики и передовые технологии, формировать суверенную систему образования. Поэтому одна из целей Года педагога и наставника – качественно усилить вузы, а также масштабировать движение наставников. В целях развития системы научного наставничества мы задействуем студенческие научные объединения и советы молодых ученых. Благодаря этому мы получим единый трек профессионального роста молодого ученого – от абитуриента до доктора наук, а также обеспечим поддержку преемственности между поколениями исследователей», – отметил Дмитрий Чернышенко.
Среди задач научного наставничества – адаптация начинающих исследователей в научной среде; оказание консультационной, экспертной и других видов поддержки студенческим научным объединениям со стороны советов молодых ученых; создание условий для полноценной работы молодого ученого.
По словам главы Минобрнауки Валерия Фалькова, участниками пилотной программы наставничества студенческих научных объединений со стороны советов молодых ученых станут шесть вузов: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Российский университет дружбы народов, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова, Государственный академический университет гуманитарных наук, Московский государственный технический университет гражданской авиации, Петрозаводский государственный университет.
В апреле пройдет стратегическая сессия в Республике Карелия. Также участников программы ждут круглый стол на съезде молодых ученых и семинар-совещание на площадке III Конгресса молодых ученых в декабре.
Глава Минпросвещения Сергей Кравцов предложил провести встречу учителей начальных классов с их учениками, перешедшими в выпускные классы. С такой инициативой министр выступил в ходе внеурочного занятия «Разговоры о важном» в московской школе №1501.
Занятие для девятиклассников было посвящено Году педагога и наставника. Сергей Кравцов рассказал ребятам о великих русских педагогах Константине Ушинском и Антоне Макаренко, обсудил со школьниками роль наставника в жизни ребенка и взрослого. В свою очередь ученики вспомнили своих первых учителей.
«Нам надо в этом году сделать такую встречу, на которой учителя начальных классов смогут прийти и увидеть, какими стали в 10‑м и 11‑м классах их воспитанники. Это очень важная тема, ведь передача ценностей в раннем возрасте – одна из основных составляющих формирования личности и воспитания гражданина», – сказал Сергей Кравцов.
Министр просвещения России Сергей Кравцов в ходе рабочей поездки в Объединенные Арабские Эмираты встретился с государственным министром по делам общего образования и передовых технологий ОАЭ Сарой Аль-Амири и обсудил возможности для обмена педагогическим опытом.
«Предлагаю рассмотреть возможность развития сотрудничества в рамках строительства совместных школ. У нас уже успешно функционируют образовательные организации в Монголии, Туркмении, Таджикистане, где обучение проходит на русском языке и в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами Российской Федерации. В этом направлении мы готовы активно развивать наше сотрудничество», – отметил Сергей Кравцов.
Также он рассказал о программе «Российский учитель за рубежом», которая предоставляет возможность педагогам работать за границей и обмениваться опытом с коллегами из других стран. Проект успешно реализуется в Киргизии, Таджикистане, Турции, Узбекистане, Сербии, Монголии и Вьетнаме. «Думаю, что интерес к изучению русского языка на территории ОАЭ неуклонно растет, поэтому считаю важным развивать наше сотрудничество в этой области», – заявил глава Минпросвещения России.
Сара Аль-Амири предложила создать рабочую группу по развитию сотрудничества двух стран в сфере образования.
Более 6500 старшеклассников приглашены на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников, который стартует 16 марта и продлится до 30 апреля. Как сообщает Минпросвещения России, финальные испытания пройдут по 24 общеобразовательным предметам на площадках учебных заведений 13 регионов России и федеральной территории Сириус.
В Москве состоятся финалы по английскому, испанскому, итальянскому, китайскому и французскому языкам и экономике, в Санкт-Петербурге – по физике, в Московской области – по литературе. Кабардино-Балкарская Республика примет участников олимпиады по основам безопасности жизнедеятельности, Нижегородская область проведет олимпиады по физической культуре и географии, Псковская область – по истории, Республика Башкортостан – по праву, а Республика Мордовия – по биологии.
Знатоки мировой художественной культуры и ребята, продемонстрировавшие высокий уровень подготовки по технологии и экологии, приедут в Республику Татарстан. В Самарской области пройдут состязания по немецкому языку, в Свердловской – по русскому языку, в Тюменской – по информатике, в Ульяновской – по обществознанию. Федеральная территория Сириус станет центром притяжения для участников олимпиад по химии, астрономии и математике.
Помимо конкурсных испытаний для ребят будут организованы образовательные программы и различные мероприятия, в том числе приуроченные к Году педагога и наставника.
Совместным приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора утверждены особенности проведения государственной итоговой аттестации школьников (ГИА) в 2023 году.
Документ касается двух категорий выпускников. Первая – это учащиеся российских школ, принятые на обучение с 2021-2022 учебного года, в том числе иностранные граждане, прибывшие в Россию в связи с недружественными действиями иностранных государств.
Вторая категория – это ученики, находящиеся за рубежом и осваивающие образовательную программу российских школ в формате семейного образования или самообразования с применением электронного обучения и (или) дистанционных технологий.
Для обеих категорий выпускников итоговая аттестация проводится по их выбору либо в форме промежуточной аттестации, либо в формах, установленных порядками проведения ГИА (ОГЭ/ГВЭ в девятом классе, ЕГЭ/ГВЭ в одиннадцатом классе).
Учащиеся вправе изменить свой выбор формы проведения ГИА. В этом случае они должны подать заявление в государственную экзаменационную комиссию не позднее чем за две недели до начала соответствующего периода проведения экзаменов.
Если данные участники не пройдут итоговую аттестацию в формах ОГЭ, ЕГЭ и ГВЭ или получат неудовлетворительный результат более чем по двум учебным предметам на ГИА-9 и более чем по одному предмету на ГИА-11, или повторно получат неудовлетворительный результат при пересдаче в резервный период, им также предоставляется возможность пройти ГИА в форме промежуточной аттестации.
В 2023 году на сдачу ОГЭ зарегистрировались более 1 млн 472 тысяч девятиклассников, сообщает Рособрнадзор.
Для получения аттестата об основном общем образовании выпускникам необходимо сдать ОГЭ по четырем предметам: двум обязательным (русский язык и математика) и двум предметам по выбору. Для участников с ограниченными возможностями здоровья ГИА по их желанию может проводиться только по русскому языку и математике.
Среди учебных предметов по выбору в 2023 году лидирует обществознание, его планируют сдавать более 836 тысяч человек. Традиционно популярны у девятиклассников география (более 641 тысячи зарегистрировавшихся) и информатика (почти 551 тысяча). ОГЭ по биологии планируют сдавать более 349 тысяч человек, по физике – почти 127 тысяч, по химии – более 117 тысяч, по английскому языку – почти 113 тысяч, по истории – более 53 тысяч, по литературе – более 34 тысяч.
Комментарии