В России должен появиться рейтинг вузов по качеству подготовки специалистов с компетенциями в сфере искусственного интеллекта (ИИ). Об этом заявил Президент РФ Владимир Путин на конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта» (Artificial Intelligence Journey 2022). По его словам, важнейшим критерием должна стать стартовая зарплата выпускника при трудоустройстве.
Президент отметил, что будущие врачи, учителя, агрономы, юристы, работники промышленности, связи и транспортной сферы с текущего учебного года могут по желанию выбрать специальный образовательный модуль по искусственному интеллекту. Пока речь идет о преподавании только базовых принципов машинного обучения и обработки данных. «Учитывая скорость развития технологий, нужно сделать еще один шаг, а именно: так перестроить образовательные программы, чтобы обеспечить высокий уровень компетенций в сфере искусственного интеллекта у специалистов ключевых отраслей экономики и социальной сферы. Причем речь идет как об обучении студентов, так и о повышении квалификации уже работающих специалистов», – сказал Путин. Сформулировать конкретные предложения в этой области должно Правительство РФ.
«Разумеется, нужно не только внедрять новые образовательные механизмы, но и объективно оценивать их эффективность», – заявил президент и предложил компаниям альянса в сфере искусственного интеллекта совместно с правительством разработать соответствующий рейтинг вузов.
Кроме того, по словам главы государства, необходимо внедрять элементы изучения ИИ в школьные программы математики и информатики.
Госдума приняла в третьем чтении правительственный законопроект, упрощающий порядок использования маткапитала на оплату образовательных услуг. Граждане смогут оплачивать такие услуги за счет маткапитала без предъявления в Пенсионный фонд РФ договора, заключенного с образовательной организацией.
Такая возможность появляется при наличии соглашения об информационном взаимодействии между организацией, имеющей право на оказание платных образовательных услуг, и территориальным органом ПФР. Пенсионный фонд самостоятельно запросит необходимые сведения у образовательной организации.
Объявлен конкурс работ на соискание премий Правительства РФ 2023 года в области образования.
Премии присуждаются ежегодно российским гражданам, иностранным гражданам и лицам без гражданства по двум направлениям: внедрение инновационных разработок в сфере образования (эффективные технологии обучения; научно-практические исследования; авторские программы, методики обучения, формы и методы оценки подготовки обучающихся) и создание высококачественных учебных изданий для системы образования России. Состав авторских коллективов не должен превышать пять человек.
Выдвигать работы на соискание премий могут федеральные и региональные органы государственной власти, а также различные организации.
Работы принимаются лично от авторов или их доверенных лиц в Минобрнауки России в рабочие дни по адресу: г. Москва, Брюсов переулок, д. 21, каб. 134 (по предварительной записи по телефону), а также размещаются на сайте правпремии.рф до 10 февраля 2023 года.
В режиме видеоконференции состоялось 23‑е заседание Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству под председательством заместителя Председателя Правительства РФ Татьяны Голиковой и заместителя Премьера Государственного совета КНР Сунь Чуньлань. Стороны договорились о развитии сотрудничества в сфере образования.
Заместитель министра просвещения РФ Денис Грибов подчеркнул, что русский язык набирает популярность в Китае. Сегодня в КНР более 40 тысяч школьников изучают русский язык. Кроме того, в 168 китайских университетах ведется подготовка по специальности «русский язык». «Надеемся, что в ближайшие годы эти цифры будут только расти», – отметил замминистра.
В России только в прошлом учебном году более 91 тыс. школьников изучали китайский язык. В 2021 году на базе ВДЦ «Орленок» открыт Российско-китайский центр детских и молодежных языковых и культурных обменов, в 2022 году в Интердоме создан Центр китайского языка и культуры, в Педагогическом университете имени А.И.Герцена открылся Международный институт искусств – структурное подразделение Шаньдунского педагогического университета. В 2022-2023 учебном году более 5400 китайских студентов обучаются в педагогических вузах, подведомственных Минпросвещения России.
Денис Грибов добавил, что в 2022 году министерство поддержало инициативу китайских коллег о создании Альянса БРИКС по сотрудничеству в сфере среднего профессионального образования.
Россия и КНР договорились содействовать установлению прямых партнерских связей между школами двух стран, а также обмену методиками преподавания и педагогическими практиками.
Минобрнауки России намерено развивать академическую мобильность со странами Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Об этом сказал глава ведомства Валерий Фальков на V Профессорском форуме «Наука и образование в условиях глобальных вызовов».
«Нужна ли нам академическая мобильность? Безусловно, да. Но очевидно, что необходимо сделать акцент на развитии, с одной стороны, внутрироссийской академической мобильности, с другой – восполнить те упущения, которые были в предыдущие годы. Я имею в виду новые страны, макрорегионы, где мы не были достаточным образом представлены», – сказал Фальков.
По мнению министра, необходимо в целом продвигать российское образование в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии, а также развивать сотрудничество с отдельными странами – Китаем, Индией.
Глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов в свою очередь предложил запустить программу академической мобильности между педагогическими и классическими вузами. По его словам, студенты педагогических вузов могли бы проходить курсы в классических университетах, и наоборот.
На пленарном заседании форума вручили награды лауреатам общенациональной премии Российского профессорского собрания в номинациях «Профессор года», «Декан года» и «Ректор года». Ректором года в категории «Педагогические вузы» стал ректор Воронежского государственного педагогического университета Сергей Филоненко.
В Императорском зале Московского государственного университета состоялось совместное заседание Российского союза ректоров и президиума Российской академии наук, приуроченное к 30‑летию РСР. Его участники обсудили векторы развития сотрудничества в сфере высшего образования и научных исследований, а также перспективы работы со школами.
Глава Минобрнауки Валерий Фальков обозначил ключевые проекты, которые реализуются при поддержке Российского союза ректоров: рейтинг «Три миссии университета», программа научно-образовательных консорциумов «Вернадский», движение в рамках Российского совета олимпиад школьников, развитие международного сотрудничества.
Министр просвещения Сергей Кравцов предложил провести совместное заседание РАН и Российского союза ректоров по школьному образованию. «Важно грамотно организовать работу с талантами, в том числе по естественно-научному направлению. Мы очень надеемся на тесное сотрудничество как с Российской академией наук, так и с Российским союзом ректоров», – сказал он.
Президент РСР, ректор МГУ Виктор Садовничий также отметил, что важнейшая часть работы Союза ректоров и академии – сотрудничество со школой. Для этого необходим единый план взаимодействия с учительским сообществом, проведения летних школ и съездов учителей-предметников.
В Москве наградили победителей основных номинаций конкурса «Лучшая школьная столовая». В конкурсе Минпросвещения России участвовали команды из сельских и городских школ.
Более 400 человек из 75 регионов соревновались в кулинарном мастерстве, презентовали свое видение школьного меню завтрашнего дня, проходили практические квесты, участвовали в мастер-классах и круглых столах.
Лучшими поварами школьной столовой признаны Сергей Газизов из Москвы и Татьяна Екимова из Башкортостана. В номинации «Лучшая столовая городской школы» 1‑е место заняли Бобровский образовательный центр «Лидер» имени А.В.Гордеева Воронежской области и лицей №161 Уфы. В номинации «Лучшая столовая сельской школы» победу одержали школа поселка Ново-Гурьевская Калининградской области и СОШ села Садовое Чеченской Республики. В номинации «Лучшая столовая школы города-миллионника» пальма первенства у московской школы №1554 и школы №24 Нижнего Новгорода.
Комментарии