В стенах Совета Федерации прошел круглый стол на тему «Актуальные вопросы и перспективы профессионального образования и профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья». Инициатором и модератором мероприятия выступила член Комитета СФ по науке, образованию и культуре, сенатор от Новгородской области Елена Писарева.
В дискуссии приняли участие представители Минпросвещения и Минобрнауки России, руководители столичных и региональных вузов и колледжей, где учатся студенты с ОВЗ и инвалидностью, родители детей-инвалидов, представители общественных организаций.
Репортаж с круглого стола читайте в одном из ближайших номеров «Учительской газеты».
Напомним, ранее стало известно, что в Новгородской области ввели ежемесячные выплаты молодым учителям, которые будут работать в сельских школах. Надбавка составит не менее 10 тысяч рублей и будет выплачиваться в первые три года работы. Этому опыту могут последовать и другие регионы страны, считает Елена Писарева.
С 1 сентября текущего года в колледжах – участниках проекта «Профессионалитет» будут обучаться 150 тысяч молодых людей, а к 2024 году их число достигнет 600 тысяч. Об этом рассказала заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова на презентации федерального проекта, которая состоялась 22 апреля на площадке подмосковного колледжа «Энергия».
По словам вице-премьера, «Профессионалитет» позволит выстроить новую отраслевую модель подготовки кадров, синхронизированную с запросами рынка труда. Уже в 2022 году в 42 регионах России будет создано 70 образовательно-производственных кластеров по приоритетным направлениям: атомная промышленность, железнодорожный транспорт, металлургия, машиностроение (в том числе авиа- и судостроение), химическая промышленность, сельское хозяйство, легкая промышленность и фармацевтическая отрасль. К 2024 году число таких кластеров увеличится до 210.
Как пояснил министр просвещения Сергей Кравцов, за 2,5 года студенты будут проходить интенсивную подготовку, как практическую, так и по общеобразовательным предметам, а по завершении обучения сдавать демонстрационный экзамен, чтобы подтвердить свои навыки и квалификацию.
Вице-губернатор Московской области Ирина Каклюгина отметила, что в регионе в рамках проекта «Профессионалитет» будет задействовано 20 колледжей и 24 предприятия-партнера.
Найти образовательно-производственный кластер в своем регионе и узнать всю необходимую информацию о «Профессионалитете» можно на портале ЯПРОФ.РФ.
Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко провел встречу с представителями сферы высшего образования, посвященную мерам поддержки отрасли в условиях новых вызовов.
Как отметил вице-премьер, основная задача, которая сегодня стоит перед российскими вузами, – это сохранение темпов подготовки высококвалифицированных кадров для всех отраслей экономики.
Одной из наиболее значимых мер поддержки университетов стало введение моратория на плановые и внеплановые проверки вузов, в этом году они проводиться не будут. Еще одной мерой станет смягчение требований при предоставлении грантов на инновационные проекты. «Речь идет о возможности снижения обязательств по привлечению внебюджетного финансирования, сокращении обязательной отчетности по использованию средств гранта, внесении изменений в ранее утвержденные планы реализации инновационных проектов», – пояснил глава Минобрнауки Валерий Фальков.
Ни одна программа развития отрасли, заверил министр, не будет остановлена в текущем году. Речь идет о таких программах, как «Приоритет 2030», создание молодежных лабораторий, предоставление жилищных сертификатов молодым ученым.
Что касается трудоустройства выпускников вузов, то, по мнению Дмитрия Чернышенко, нужно комплексно подойти к планированию и созданию рабочих мест для молодых специалистов. «Уход иностранных компаний может повлечь рост безработицы, в том числе и среди выпускников вузов. Чтобы не допустить этого, Минтруд совместно с Минобрнауки сейчас реализует программу трудоустройства выпускников», – сообщил вице-премьер.
В завершении встречи Дмитрий Чернышенко поручил Минобрнауки России до 15 мая определить потребности вузов в оборудовании и программном обеспечении, а также актуализировать перечень наиболее востребованных профессий и направлений подготовки, чтобы оперативно скорректировать цифры приема.
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков принял участие в торжественном закрытии Международного молодежного научного форума «Ломоносов»-2022. Вместе с ректором МГУ Виктором Садовничим он вручил дипломы победителям в 42 секциях.
«Сегодня уникальное время больших возможностей. В первую очередь для молодежи. Наша экономика и социальная сфера сейчас остро нуждаются в ярких научных решениях и технологических разработках», – подчеркнул Валерий Фальков.
Именно на форуме «Ломоносов» год назад был анонсирован комплекс мер поддержки студенческих научных объединений. В первом конкурсе СНО приняли участие 292 студенческих коллектива. 40 из них стали победителями и получили поддержку в общем объеме 100 млн рублей. В следующем году размер грантов, по словам министра, планируется увеличить.
В этом году на форуме «Ломоносов» был создан межрегиональный совет студенческих научных объединений вузов. С его помощью СНО различных регионов страны смогут обмениваться опытом, проводить совместные междисциплинарные исследования и строить неформальные горизонтальные связи внутри сообщества.
XXIX Международный молодежный форум «Ломоносов» объединил более 14 тысяч студентов и аспирантов из всех регионов России и 12 стран мира.
Глава Минобрнауки России Валерий Фальков в ходе прямой линии «Единой России» с родителями и старшеклассниками рассказал о приемной кампании 2022 года.
По словам министра, на бюджетные места в вузы будет принято 588 тысяч человек, что на 11,5 тысячи больше, чем в прошлом году. Больше всего бюджетных мест выделено на медицинские, педагогические и инженерные специальности. «При поддержке правительства мы планируем увеличить количество бюджетных мест для магистров еще на 30 тысяч, – сообщил Валерий Фальков. – Для выпускников бакалавриата это хорошая возможность продолжить обучение».
В приемную кампанию 2022 года с помощью сервиса «Поступление в вуз онлайн» заявления абитуриентов будут принимать девятьсот российских вузов и филиалов. При этом если раньше сервис мог использоваться только для поступления на бюджетные места в рамках основного конкурса, то в этом году он будет работать и для поступающих на платное обучение, а также на целевые и льготные места бюджетного приема. Кроме того, доработана система обновления конкурсных списков: изменение статусов будет происходить практически сразу. Как отметил министр, это важно для абитуриентов, которые подают заявления на несколько специальностей и направлений. Они смогут отслеживать конкурсную ситуацию в режиме реального времени.
Школьница из Приморья в ходе прямой линии подняла вопрос о расширении перечня достижений, которые учитываются при поступлении в вузы. В частности, она обратила внимание, что значок ГТО добавляет баллы, а наличие творческих наград, в том числе и международного уровня, нет. Глава Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова пообещала проработать этот вопрос совместно с Министерством культуры РФ.
С 1 сентября 2022 года в школах России учебную неделю будут начинать с исполнения гимна РФ и поднятия государственного флага. Об этом заявил глава Минпросвещения Сергей Кравцов во время I Всероссийского школьного исторического форума «Сила в правде!».
Напомним, что накануне Правительство РФ внесло изменения в госпрограмму «Развитие образования», чтобы обеспечить школы страны государственной символикой.
В этом году для отдыха и оздоровления детей будут задействованы 38755 организаций детского отдыха – на 3% больше, чем в 2021 году. Об этом заявил министр просвещения Сергей Кравцов на Всероссийском семинаре-совещании о проведении летней оздоровительной кампании 2022 года. По словам министра, она охватит не менее 5 миллионов ребят, из которых 1,5 миллиона – дети в трудной жизненной ситуации.
Заместитель председателя Государственной Думы Ирина Яровая напомнила о необходимости организовать отдых для всех категорий детей, в том числе для ребят из ДНР и ЛНР, приехавших в Россию. Она подчеркнула, что к работе надо привлечь психологов и других профильных специалистов.
Заместитель министра просвещения Денис Грибов сообщил, что в этом году впервые в рамках программы «Доступная среда» будут реализованы программы отдыха для детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Для педагогов, работающих с этой категорией детей, организованы курсы повышения квалификации.
Особое внимание направлено на проведение инклюзивных смен в детских лагерях и максимальный охват ребят различными формами занятости и досуга во время каникул. «Необходимо задействовать не только образовательные организации, но и учреждения культуры, спорта, привлекать детские организации, в том числе Российское движение школьников», – заявил Денис Грибов.
Комментарии