Группа депутатов и сенаторов внесла в Государственную Думу законопроект о едином подходе к организации групп продленного дня в школах. Документ предусматривает, что в их рамках будут организованы подготовка к учебным занятиям, физкультурно-оздоровительные и культурные мероприятия.
Согласно законодательной инициативе решение об открытии группы продленного дня и режиме пребывания в ней будет принимать школа с учетом мнения совета родителей. Кроме того, для снижения размера родительской платы за содержание ребенка в ГПД субъектам РФ предлагается предоставить право на дополнительное финансирование присмотра и ухода за обучающимися в группах продленного дня.
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин поручил проанализировать качество преподавания истории Великой Отечественной войны в школах и вузах. Изучить ситуацию и подготовить соответствующие рекомендации должны профильные комитеты вместе с заместителем председателя ГД Петром Толстым.
«У нас истории Великой Отечественной войны уделяется очень мало времени в школьной программе», – заявил Володин. По его словам, изучение этой темы приходится на период, когда «школьники заняты поиском нового пути для себя», кто-то доучивается в 10-11-х классах, а кто-то переходит в колледжи и техникумы: «Получается, у тех, кто ушел, в принципе не такие глубокие подготовка и знания в этой части. А что касается тех, кто в школе остается, там тоже имеются свои особенности, когда ребятишки готовятся к ЕГЭ». Спикер Госдумы подчеркнул, что изучению периода Великой Отечественной войны необходимо отвести особое место в школьной программе.
Премьер-министр Михаил Мишустин, выступая в Госдуме с докладом о работе правительства в 2021 году, рассказал об итогах и планах в сфере образования и науки.
Объявленный президентом Год науки и технологий стал действительно насыщенным по содержанию, отметил глава правительства. В рамках программы «Приоритет-2030» на поддержку вузов было выделено более 15 млрд рублей. Гранты получил 121 университет. При государственном финансировании они откроют студенческие технопарки, бизнес-инкубаторы, обновят свои лаборатории.
Начато создание сети студенческих кампусов мирового уровня. Всего отобрано 27 заявок. На первые восемь кампусов, пять из которых будут созданы с привлечением частных инвестиций, уже предусмотрено финансирование. Кроме того, в 2022 году 15 российских научно-образовательных центров мирового уровня получат государственную поддержку.
Бесплатное горячее питание на данный момент получают более 7,5 млн учеников 1-4-х классов. В этом году регионам на эти цели выделено более 63 млрд рублей из федерального бюджета. По словам министра просвещения РФ Сергея Кравцова, средства заложены с небольшим резервом, что позволяет выполнять программу, несмотря на текущие обстоятельства. «Каких-то опасений, что будут какие-то сбои, абсолютно нет», – отметил министр. Особо Сергей Кравцов подчеркнул необходимость мониторинга цен: «Ситуация не должна нагнетаться спекулятивными действиями на рынке недобросовестными поставщиками, за этим уже следят компетентные органы, и мы призываем регионы также следить за этими процессами».
Отвечая на вопросы депутатов, Михаил Мишустин сообщил, что Правительство России готово выделить для школ Донецкой и Луганской народных республик средства на учебники и необходимое компьютерное оборудование для подготовки к началу нового учебного года.
Правительство РФ утвердило особенности признания в 2022 году образования и квалификации, полученных за рубежом. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Правила касаются россиян, которые получили дипломы за границей, но теперь решили вернуться жить и работать в Россию. Прямые запросы за подтверждением информации о том или ином дипломе в зарубежные компетентные организации сейчас затруднены. Поэтому правительство приняло упрощенный порядок признания зарубежного образования и квалификации.
Если у России и недружественного государства, где базируется вуз, есть международный договор о взаимном признании образования, то такое образование не требует процедуры признания. Если такого договора нет, то Рособрнадзор, принимая решение, будет опираться на уже имеющиеся факты о ранее признанном в России образовании, полученном в том или ином иностранном вузе, находящемся на территории недружественного государства.
Экспертный совет по законотворческой деятельности партии «Единая Россия» поддержал поправки в Федеральный закон «Об образовании в РФ», направленные на снижение отчетной нагрузки педагогов. Законодательная инициатива подготовлена при участии Рособрнадзора.
Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (ФГОС) предусмотрен ограниченный перечень ключевых документов, разрабатываемых школами с участием учителей, в том числе основная образовательная программа для каждого из уровней общего образования, журнал учета успеваемости, журнал группы продленного дня, материалы личного дела обучающихся.
В то же время, как отметила первый заместитель председателя Комитета Госдумы по просвещению Алена Аршинова, на практике нередко возникают ситуации, когда те или иные органы обращаются к школам с просьбами провести мероприятия и потом по ним отчитаться или предоставить какие-то данные. По результатам социологических исследований, проведенных в 2019-2021 годах, было выявлено не менее 49 видов документов и отчетов, заполняемых учителями. 67% опрошенных педагогов отметили проблему высокой документарной нагрузки. Результаты одного из международных исследований также показывают, что российская система образования одна из самых забюрократизированных в мире: российский учитель трудится свыше 46 часов в неделю, затрачивая на заполнение планов и отчетов, а также на подготовку к урокам более 15 часов.
Подготовленные поправки вводят законодательные ограничения на запрос учебно-методической и иной документации от учителя за пределами утвержденного Минпросвещения перечня.
Также, если школа ведет электронный документооборот и формирует документы с использованием электронной цифровой подписи, она не должна будет дублировать эти документы в бумажной форме и не обязана предоставлять по запросам информацию, которая отражена на сайте образовательной организации.
Сопредседатель Центрального штаба ОНФ, руководитель Комиссии по образованию и науке «Единой России» Елена Шмелева отметила, что важно закрепить не только перечень заполняемых учителем документов, но и их содержание, чтобы они искусственно не раздувались. Также, по ее словам, необходимо дополнительно проработать вопрос с малокомплектными школами, где нет достаточного количества административного персонала, на который можно возложить подготовку различной документации.
Глава Рособрнадзора Анзор Музаев пообещал учесть все замечания с тем, чтобы законопроект был доработан в кратчайшие сроки.
Минобрнауки России учредило 10 ежегодных именных стипендий для студентов, которые относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири, Дальнего Востока и обучаются в подведомственных вузах. Соответствующий приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Размер каждой стипендии – 10 тысяч рублей в месяц.
Стипендии будут назначаться на один учебный год по результатам конкурсного отбора. Претендовать на них смогут студенты второго и последующих курсов, обучающиеся по программам бакалавриата, магистратуры и специалитета. Кандидаты должны иметь существенные успехи в изучении языков и культур малочисленных народов, достижения в научно-исследовательской деятельности, направленной на сохранение их самобытной культуры, традиций и обычаев, организации культурно-просветительских мероприятий.
Комментарии