В Государственной Думе обсудили вопрос синхронизации систем образования и науки России, ДНР и ЛНР. Представители народных республик встретились с руководством профильных комитетов и членами Правительства РФ.
Глава Минобрнауки Валерий Фальков заявил, что ведомством подготовлено соглашение о признании дипломов о высшем образовании, ученых степеней и званий ДНР и ЛНР. Соответствующие межправительственные документы, по его словам, будут подписаны в ближайшее время. Кроме того, выпускники школ Донбасса в этом году смогут беспрепятственно поступить в российские университеты. Для них упрощена соответствующая процедура, также на 5 тыс. увеличена квота для иностранных студентов на бюджетные места.
Министр просвещения России Сергей Кравцов в свою очередь сообщил о создании межведомственной группы по вопросам образования и воспитания детей, прибывающих с территории Донецкой и Луганской народных республик. Всего 57 российских регионов приняли в образовательные организации более 13 тысяч детей из Донбасса. Дети получают не только общее, но и дополнительное образование. Сергей Кравцов напомнил, что Россия сотрудничает с ЛНР и ДНР еще с 2015 года по линии единого государственного экзамена. За шесть лет его сдали более двух тысяч школьников народных республик. Совместно с Рособрнадзором было принято решение выдать приехавшим ребятам аттестаты по итогам текущей успеваемости. Форма проведения экзамена будет выбираться по желанию. «Сдать экзамен ребята могут и на территории народных республик. В 2022 году планируется открытие еще десяти пунктов проведения ЕГЭ в ДНР, а также в Луганске и Краснодоне», – сказал Сергей Кравцов.
Также Минпросвещения России продолжит работу по отправке детей в федеральные лагеря. Сегодня около 300 ребят из Донбасса отдыхают в «Артеке», «Орленке» и «Смене».
Председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова отметила, что важно заниматься не только вопросами сегодняшнего дня, которые включают устройство детей беженцев, но и выстраивать задачи на будущее, одна из которых – восстановление образовательной инфраструктуры республик.
В 2022 году российские вузы начнут обучать магистров по 83 новым программам в сфере искусственного интеллекта. Об этом сообщил заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко. По его словам, программы подготовлены ведущими университетами, исходя из потребностей отраслей экономики.
Среди вузов, которые в 2022-2023 учебном году начнут реализацию программ магистратуры по профилю «Искусственный интеллект», Дальневосточный федеральный университет, Ижевский государственный технический университет имени М.Т.Калашникова, Мордовский государственный университет имени Н.П.Огарева, Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д.Миллионщикова и другие.
В 2023-2024 учебном году также планируется внедрение программ бакалавриата по направлениям искусственного интеллекта.
Минобрнауки России продлило прием заявок на создание кампусов мирового уровня до 1 августа. Конкурс проходит на специальном портале «Прокампус.рф».
Подать заявку могут не только регионы, но и особые территории, особые экономические зоны и территории опережающего социально-экономического развития. При рассмотрении проектов комиссия будет учитывать включение в структуру кампусов технопарков и работу с технологическими партнерами.
Напомним, что в настоящее время отобрано восемь проектов. Кампусы первой волны будут построены в Томске, Москве, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Челябинске, Уфе и Калининграде.
При Минобрнауки России создан Экспертный совет по развитию исторического образования. Его первоочередными задачами станут популяризация исторического знания и противодействие фальсификации истории во всех ее проявлениях.
В состав совета вошли руководители вузов, ученые, представители общественных организаций. Среди них председатель правления Российского исторического общества Константин Могилевский, научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян, и. о. декана исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Лев Белоусов, ректор МГИМО Анатолий Торкунов.
На первом заседании Экспертного совета выступил председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. Он предложил сосредоточиться на том, чтобы «студенты-историки независимо от того, в каком вузе они учатся, получали актуальные, современные и востребованные профессиональные знания». Экспертный совет, по его мнению, мог бы выявлять проблемы и помогать вузам в поиске решений, в том числе с применением сетевых форм реализации образовательных программ.
По словам Валерия Фалькова, одной из ключевых задач совета станет качественная экспертиза методического контента и учебной литературы для вузов. «У нас в активе несколько тысяч учебников по истории, и мы ни в коем случае не хотим ограничивать их использование в учебном процессе, но в некоторых случаях есть вопросы к корректности в подаче исторических фактов», – заявил министр.
Ректор МГИМО Анатолий Торкунов предложил разработать Историко-культурный стандарт для высшей школы. А научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян выступил с инициативой создания отдельной рабочей группы по преподаванию мировой истории: «Интерес к ней резко возрос, много дискуссий в Интернете и по ТВ, где обсуждаются разные точки зрения. В этой ситуации наш совет мог бы сыграть очень важную роль», – отметил ученый.
Стартовал прием заявок от студентов и аспирантов на участие в конкурсе для получения стипендий Президента и Правительства РФ. Среди обучающихся по приоритетным направлениям развития экономики в 2022-2023 учебном году на ежемесячную стипендию президента могут претендовать 2700 студентов и 300 аспирантов. Стипендию правительства смогут получить 4500 студентов и 500 аспирантов. Сроки приема заявок на эти стипендии устанавливают в вузах.
Также стартовал прием заявок на стипендии за выдающиеся успехи в учебе и научные открытия. В 2022-2023 учебном году стипендию Президента РФ смогут получить 700 студентов и 300 аспирантов. Правительственную стипендию – 1200 студентов и 300 аспирантов. Прием заявок на конкурс для получения стипендий проводится до 1 июня 2022 года.
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков напомнил, что весь стипендиальный фонд в подведомственных Минобрнауки вузах в 2022 году увеличен по сравнению с прошлым годом более чем на 3,3 млрд рублей и составил 53,2 млрд рублей. «Лауреатами стипендий Президента и Правительства России станут студенты, которые имеют высокие достижения в учебе и науке, победители региональных, всероссийских и международных олимпиад и конкурсов, авторы открытий, научных изобретений и статей. Уверен, что будут определены самые достойные», – добавил он.
18 марта министр просвещения Сергей Кравцов на базе московской школы №1529 имени А.С.Грибоедова провел открытый урок для десятиклассников, посвященный воссоединению Крыма с Россией. Глава ведомства рассказал об истории полуострова, событиях 2014 года, а также о развитии сферы образования Севастополя и Республики Крым после воссоединения.
К уроку подключились школьники из Херсонеса, Симферополя, Международного детского центра «Артек», Республики Северная Осетия – Алания и Белгородской области.
Губернатор Севастополя Михаил Развожаев отметил, что за восемь лет в городе произошли грандиозные перемены: налажено электроснабжение, возведен Крымский мост, запущена большая трасса «Таврида», выстраивается туристическая инфраструктура. «Построено пять новых школ, создан «Кванториум», сейчас по поручению президента строится культурный кластер в Севастополе. Также будет открыт огромный детский центр «Корсунь».
К уроку подключился министр образования и науки ДНР Михаил Кушаков, который рассказал о взаимосвязи систем образования России и Донбасса.
Ребята, прибывшие из ДНР в Белгородскую область, поделились впечатлениями о том, как их приняли в регионе.
Рособрнадзор подготовил предложения по внесению поправок в законодательство, призванных сократить учительскую отчетность. Об этом сообщил глава ведомства Анзор Музаев на расширенном совещании межрегиональной рабочей группы, созданной для реализации проекта по снижению документарной нагрузки на педагогов. Его пилотными площадками станут Пензенская, Московская, Липецкая области, Чувашская Республика и Федеральная территория «Сириус».
«За несколько месяцев нами проделана большая аналитическая работа по изучению причин документарной загруженности учителя, что дало нам понимание, что делать дальше. И я благодарю наши пилотные регионы за эту работу. Мы совместно с Минпросвещения России подготовили предложение по внесению изменений в статью 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» о праве педагогических работников не подготавливать отчетные документы за пределами утвержденного Министерством просвещения перечня. Это очень важный и необходимый шаг, который защитит педагогов от бюрократического произвола. Мы планируем снизить документарную нагрузку педагога как минимум в два раза», – сообщил Анзор Музаев.
Напомним, что ранее Минпросвещения и Рособрнадзор направили во все регионы перечень, ограничивающий количество документов, которые должен заполнять учитель. Однако пока он носит рекомендательный характер.
На совещании было принято решение начать разработку единой модели электронного документооборота для школ и колледжей. Предполагается, что апробация единой модели документооборота начнется в сентябре 2022 года.
Комментарии