12 июня Президент России Владимир Путин по традиции вручил Государственные премии Российской Федерации за 2018 год. Государственная премия в области литературы и искусства присуждена писателю и литературному критику Павлу Басинскому, пианисту Николаю Луганскому и директору национального парка «Кенозерский» Елене Шатковской (Архангельская область). Композитор Родион Щедрин удостоен Госпремии за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности. Государственная премия в области науки и технологий 2018 года присуждена физикам Валерию Митрофанову, Владиславу Пустовойту и Ефиму Хазанову за создание фундаментальных основ и инструментальных решений проблем регистрации гравитационных волн. Также среди лауреатов практикующие врачи – хирурги Владимир Порханов, Владимир Паршин и Владимир Харченко, которые разработали новые способы лечения сложнейших заболеваний органов дыхания. Еще одним лауреатом Государственной премии в области науки и технологий стал ведущий востоковед, крупнейший специалист по арабскому и исламскому миру Виталий Наумкин.
Заместитель председателя Государственной Думы РФ Ирина Яровая намерена подготовить поправки о дополнительных гарантиях для детей-сирот на воспитание и образование. Об этом она заявила в ходе заседания Экспертного совета по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения безопасности детей и формирования доброжелательной и комфортной среды для их жизни и развития. «Ряд законов, в том числе Закон «Об образовании в РФ» и Семейный кодекс, нуждаются в появлении дополнительных статей, которые регламентировали бы образование детей-сирот с точки зрения гарантий ответственности государства за их воспитание и социализацию, возможности подготовки к будущей профессии, особую работу психологов, педагогов, воспитателей с данными детьми», – сказала депутат. По ее словам, поправки в законодательство будут направлены на формирование целостной системы мер, связанных в том числе с профессиональной подготовкой и социализацией воспитанников.
В Минпросвещения России состоялось очередное заседание организационного комитета Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019. Оргкомитет утвердил списки участников, программу проведения установочного семинара, состав жюри, показатели к критериям оценки конкурсных испытаний, состав и председателя счетной комиссии, а также программу заключительного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в Грозном. Установочный семинар для участников заключительного этапа пройдет с 1 по 5 июля на базе Центра реализации государственной образовательной политики и информационных технологий. В 2019 году в конкурсе участвуют учителя из 85 регионов страны, а средний возраст конкурсантов составляет 35,5 года Самому молодому – 25 лет. В финале конкурса представлены педагоги всех предметных областей. 58 финалистов являются классными руководителями, 20 конкурсантов этого года – учителя сельских школ.
С 7 июня по 8 июля текущего года Минпросвещения России проводит прием заявок от субъектов РФ на софинансирование мероприятий национального проекта «Образование» за счет средств федерального бюджета. Ведомственный приказ об этом подписан и направлен в регионы, а соответствующая документация на участие в отборе размещена на официальном сайте ведомства. Субсидии в размере более 155 млрд рублей предоставляются на реализацию 12 мероприятий федеральных проектов, входящих в состав нацпроекта. Субсидии будут распределены на три года, а некоторые из них – на весь период реализации национального проекта «Образование» до 2024 года. В ближайшие три года на предоставленные средства регионы обновят материально-техническую базу в школах, создадут условия для занятий физкультурой и спортом в сельских школах, построят детские технопарки «Кванториум», создадут центры выявления и поддержки одаренных детей, центры цифрового образования и многое другое. Также отметим, что около 55 млрд рублей уже распределены в субъекты РФ в целях создания новых мест в общеобразовательных организациях.
Министр просвещения РФ Ольга Васильева встретилась с чрезвычайным и полномочным послом Республики Сербия в Российской Федерации Славенко Терзичем. Одной из главных тем встречи стал вопрос направления российских учителей для преподавания в сербских школах, в том числе по билингвальным программам. Также обсуждалось расширение молодежных образовательных обменов. Как рассказала Ольга Васильева, сегодня насчитывается более двух десятков российских и сербских школ, поддерживающих контакты в рамках прямых партнерских связей, программ сотрудничества городов-побратимов, программы международного школьного сотрудничества «Мост дружбы». В 2018 году Международный детский центр «Артек» принял 24 ребенка из Сербии, и 75 детей уже запланировано принять в 2019 году. Глава российского ведомства также сообщила о том, что Минпросвещения России прорабатывается вопрос о создании в Сербии центра открытого очного образования на русском языке и обучения русскому языку. Обучение планируется проводить на бесплатной основе для всех желающих.
Минобрнауки России планирует внедрить цифровые портфолио студентов. В 2019 году на конкурсной основе будут отобраны первые пять вузов для разработки модели, а в 2020 году – еще 15. «Уже в 2019 году на базе информационного ресурса «Современная цифровая образовательная среда»… будет внедрено типовое техническое решение по формированию цифровых индивидуальных портфолио обучающихся с целью обеспечения фиксации образовательных достижений, профессиональных компетенций», – цитирует сообщение министерства ТАСС. Цифровые портфолио могут включать результаты прохождения различных курсов, участие в научных исследованиях, прохождение практик, достижения в спортивных, культурных мероприятиях. «Все эти достижения обучающегося отражают разнообразные компетенции, которые он получил, а следовательно, формируют его компетентностный профиль. Анализируя данные профили, работодатели смогут выбирать наиболее подходящих сотрудников», – добавили в министерстве. Кроме того, к 2021 году российские вузы планируют начать выдачу выпускникам цифровых документов об образовании. Новую модель в 2019 году также опробуют в пяти университетах.
Рособрнадзор представил предварительные итоги ЕГЭ по истории и химии. Результаты немногим выше прошлогодних. Средний тестовый балл по химии вырос более чем на один, по истории – на 2,5 балла. ЕГЭ по химии в этом году сдавали 89 тыс. человек – примерно на 4 тыс. больше, чем в прошлом. Число не преодолевших минимальную границу в 36 тестовых баллов сократилось примерно на 1,5%. ЕГЭ по истории в основной срок сдавали около 103 тыс. человек. Доля высокобалльных результатов (81‑100 баллов) выросла на 2%, а доля участников ЕГЭ, не преодолевших минимальный порог в 32 балла, снизилась примерно на 2,7%. По мнению главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, изучение истории в школах на основе историко-культурного стандарта дает свои положительные результаты. «В целом школьники знают важнейшие события истории России и выдающихся исторических деятелей, умеют анализировать текст исторического источника, пишут содержательные исторические сочинения. Однако заметные трудности участники экзамена испытали при выполнении заданий на основе исторической карты, иллюстративного материала, а также при аргументации предложенной точки зрения на исторические события», – отметил Сергей Кравцов.
Комментарии