Президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам встречи с классными руководителями выпускников, состоявшейся 21 июня. Правительству совместно с ВГТРК поручено обеспечить трансляцию на федеральных телеканалах и освещение ими торжественных мероприятий, посвященных Дню учителя и награждению победителей Всероссийского конкурса «Учитель года». Кроме того, кабинету министров необходимо обеспечить внесение поправок в законодательство, предусматривающих определение порядка и условий допуска к образовательной деятельности в школах и организациях дополнительного образования студентов, в том числе будущих педагогов, а также специалистов-практиков, не имеющих профессионального образования в области педагогики и образования.
В Петрозаводске под председательством Президента России Владимира Путина состоялось заседание Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив. Обсуждались результаты работы АСИ в первой половине 2017 года и перспективные проекты, намеченные к реализации в 2017-2018 годах, в частности, комплекс мер, направленных на развитие волонтерского движения в регионах. Одобрен системный проект «Кибер Россия» – федеральная образовательная программа, направленная на подготовку специалистов и создание стартапов в области разработки компьютерных игр с использованием технологий виртуальной, дополненной реальности и технологий блокчейна. В сентябре 2017 года в Дальневосточном федеральном университете откроется первая в России магистерская программа по дополненной и виртуальной реальности Game development & VR, слушатели которой научатся разрабатывать и внедрять перспективные виды программного обеспечения в различных направлениях деятельности. А к 2019 году в вузах РФ в рамках проекта должно открыться не менее 15 магистерских программ. В системе СПО создадут три новые компетенции WorldSkills (по компьютерным играм, блокчейну и виртуальной реальности). Для школьников будут открыты двухлетние программы дополнительного образования, с сентября 2017 года первыми площадками станут государственное образовательное учреждение «Темоцентр» (Москва) и образовательный центр «Периметр» (Махачкала).Перед заседанием Наблюдательного совета Владимир Путин осмотрел в IT-парке Петрозаводского университета выставку проектов, реализуемых при поддержке АСИ, а также провел встречу с представителями волонтерского движения, благотворительных организаций и социальными предпринимателями. Иван Коломоец, генеральный директор интерактивной образовательной платформы «Учи.ру», приобщающей школьников к основам предпринимательства, в том числе в рамках онлайн-олимпиады, поинтересовался мнением президента о системном подходе к внедрению курсов предпринимательства в школе. «Всем известна тема с перегрузкой школьников, – заметил Владимир Путин. – Но, конечно, это очень интересная и, на мой взгляд, полезная вещь. С министром образования поговорю обязательно. Постараемся ориентировать и руководителей регионов». По мнению президента, такой курс может иметь место как в рамках обязательной, так и вариативной части образовательной программы, а также внеклассной деятельности. Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи опубликовал рекомендации парламентских слушаний о молодежной политике в Российской Федерации, прошедших 22 мая. Федеральному Собранию совместно с правительством предложено рассмотреть возможность разработки и принятия федерального закона «О государственной молодежной политике». Ряд рекомендаций адресован Министерству образования и науки РФ. В частности, участники слушаний предлагают обеспечить введение в школах программ, направленных на помощь в профессиональной ориентации и самоопределении выпускников; создать систему премирования авторов социально значимых проектов среди школьников; широко внедрять практику целевого приема на обучение в вузы; разработать меры по повышению квалификации проректоров вузов и ссузов по воспитательной работе, а также специалистов, работающих с учащимися в организациях среднего общего и дополнительного образования, по вопросам профилактики, распространения идеологии экстремизма в молодежной среде; разработать комплекс образовательных и просветительских проектов по популяризации перечня «100 книг» по истории, культуре и литературе народов РФ, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению. Комитет Государственной Думы по образованию и науке провел парламентские слушания на тему «Совершенствование механизмов финансирования отраслевых вузов». Как напомнил председатель комитета Вячеслав Никонов, в феврале 2017 года депутаты выступили с обращением к Председателю Правительства РФ, выразив свою обеспокоенность в связи с недостаточным финансированием госзадания на подготовку специалистов в вузах Минсельхоза, Минтранса, Минкультуры, Минздрава, Минспорта РФ. По словам Вячеслава Никонова, даже исходя из существующих нормативов, государственное задание, которое выдано вузам, не исполняется. Так, Минсельхозу было выделено на эти цели 13,3 миллиарда рублей, тогда как реальные потребности порядка 17 миллиардов. По Министерству культуры на 2017 год дефицит превысил 2 миллиарда, из которых только 1,1 миллиарда были компенсированы. Вторая важная проблема – это корректирующие коэффициенты, согласно которым распределяются дотации из бюджета. Один из них связан с результатами ЕГЭ, из-за чего, например, сельскохозяйственные вузы, где этот коэффициент традиционно невысокий, обречены всегда быть в аутсайдерах. Дмитрий Морозов, председатель Комитета Госдумы по охране здоровья, подчеркнул невозможность качественной подготовки специалиста-врача без достаточного финансирования, отметив, что сейчас норматив подушевого финансирования в вузах Минздрава – 77,6 тысячи рублей на одного студента-медика, что в два раза меньше, чем в Минобрнауки.По мнению большинства участников слушаний, в финансировании отраслевых вузов действительно наблюдается диспропорция. Проект рекомендаций будет скорректирован с учетом высказанных предложений, а затем вынесен на утверждение депутатов в начале осенней сессии 2017 года. 24 июля в Минобрнауки России состоялась встреча министра Ольги Васильевой с лауреатом Нобелевской премии по физике 2010 года Константином Новоселовым и ректором МФТИ Николаем Кудрявцевым. Основной темой обсуждения стало развитие науки в российских вузах. Константин Новоселов предложил подумать над идеей предоставления мегагрантов для молодых ученых на базе высших учебных заведений. Такие гранты, по его мнению, стоит предоставлять на срок до 5 лет. Тогда у перспективной молодежи появится возможность сделать свой вклад в науку страны. Кроме того, нобелевский лауреат призвал провести аудит направлений, по которым ведется научная работа в вузах. «Неперспективные направления должны уступить место тем, в которых действительно нужно не упустить шанс эффективного старта», – подчеркнул Новоселов. 28 июля министр образования и науки РФ Ольга Васильева встретилась с участниками Всероссийского детского космического фестиваля в Казахстане. На фестиваль, проходивший в городе Байконуре, приехали ребята из 40 субъектов РФ – лидеры Российского движения школьников, отличники, участники региональных и всероссийских олимпиад. Министр посетила лаборатории космического моделизма и ракетомоделизма Международной космической школы им. В.Н.Челомея и в неформальной обстановке пообщалась с участниками фестиваля. Ребята рассказали о своих проектах, о том, что дало им участие в РДШ. Завершилась встреча запуском ракет, смоделированных детьми. А вечером участники фестиваля стали свидетелями успешного старта настоящего космического корабля с экипажем под командованием Героя России председателя РДШ Сергея Рязанского. Под руководством заместителя министра образования и науки РФ Татьяны Синюгиной состоялось заседание рабочей группы приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». На заседании провели экспертную сессию по вопросу совершенствования требований к организации дополнительного образования. По мнению замминистра, очень важно предоставить детям и их родителям исчерпывающую информацию по организациям, секциям, программам дополнительного образования. Для этого разработан прототип федерального общедоступного навигатора по программам дополнительного образования. Информационный портал, содержащий данные по региональным и муниципальным сегментам образования, представили разработчики из Республиканского мультимедиацентра. Навигатор был реализован на пилотных площадках пяти субъектов РФ: Владимирской, Калининградской, Новгородской и Ульяновской областей и в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Рособрнадзором по итогам проведенной проверки лишена государственной аккредитации Самарская гуманитарная академия по направлениям подготовки «Экономика и управление» (среднее профессиональное образование) и «Юриспруденция» (магистратура, среднее профессиональное образование).
Комментарии