12 ноября на совещании Президента России с членами правительства был затронут вопрос о повышении конкурентоспособности российского высшего образования на мировом уровне. О продвижении вузов в международных рейтингах и других результатах Проекта «5‑100» рассказал глава Минобрнауки России Михаил Котюков. По его словам, за шесть лет реализации проекта общее количество российских университетов, представленных в институциональных, отраслевых и предметных рейтингах, увеличилось практически в три раза: «Можно сказать, что на сегодня в перечне 500 лучших университетов мира 15 являются российскими. В рейтингах предметных и отраслевых в числе сотни лучших мировых университетов 11 российских». Вопросы повышения качества образования связаны с развитием совместных сетевых программ с ведущими университетами и научными центрами мира, отметил министр. Вузами – участниками проекта с 2013 года было разработано более 1300 таких образовательных программ. Количество иностранных студентов, обучающихся в России, за это время выросло на 100 тысяч человек. «Проект «5‑100» хотя формально включает только 21 университет, оказывает серьезное влияние на всю систему высшего образования России, – убежден Михаил Котюков. – Федеральные университеты, национальные исследовательские, опорные университеты ведут централизованную деятельность для повышения своей привлекательности для студентов и преподавателей, индустриальных партнеров и региональных правительств». Работа по обеспечению глобальной конкурентоспособности российского высшего образования продолжится в рамках национальных проектов «Образование» и «Наука».
На парламентских слушаниях в Государственной Думе обсудили совершенствование системы лицензирования и аккредитации вузов. Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов перечислил вопросы, стоящие сегодня на повестке дня: целесообразно ли объединение процедур лицензирования и аккредитации, как сократить перечень требуемых от вуза документов, как учитывать при аккредитации результаты оценки качества образования, какова должна быть роль работодателей? В настоящее время, отметил Сергей Кравцов, Рособрнадзор активно внедряет электронные механизмы аккредитации, и несколько вузов, в том числе крупных, уже прошли данную процедуру в электронной форме. Как можно больше информации, необходимой для проверяющих органов, должно размещаться на сайте учебных заведений в открытом доступе, считает председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов. Также он отметил необходимость учета специфики тех видов образовательной деятельности, которые пока недостаточно регламентированы, таких как сетевые программы и дистанционные курсы.Сегодня на рассмотрении в Думе находится законопроект об учете результатов независимой оценки качества подготовки студентов при госаккредитации. По мнению первого заместителя председателя комитета Олега Смолина, его принятие станет первым шагом по сокращению формальных показателей оценки работы вузов и приближению процедуры аккредитации к оценке реального качества образования. Среди предложений, прозвучавших на слушаниях, – переход от бинарной оценки вузов по принципу «соответствует – не соответствует» к балльной, градуированной. По итогам обсуждения Правительству РФ рекомендовано рассмотреть вопрос о создании Национального совета по вопросам аккредитации образовательной деятельности и проведении эксперимента по разработке и апробации усовершенствованной модели оценки качества высшего образования, нормативно закрепить использование открытых данных в качестве основного источника информации о деятельности вуза. Российскому союзу ректоров рекомендовано поручить ведущим вузам направить экспертов для участия в работе аккредитационных комиссий, формируемых Рособрнадзором.Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Лариса Тутова приняла участие в рабочей встрече с делегацией венецианского университета Ка’Фоскари в Московской городской Думе. Ее тема – «Италия – Россия: образование, культура, экономика». В России уже 12 лет реализуется программа популяризации итальянского языка ПРИЯ при поддержке отдела образования Генерального консульства Италии. В проекте принимают участие многие школы, университеты, академии, библиотеки, лингвистические центры столицы и других городов. На сегодняшний день к программе присоединились более 90 учреждений. Ключевым регионом реализации проекта стала Москва. В рамках проекта в школах сформирована четкая система преподавания итальянского языка, разработана линейка учебников с 1‑го по 11‑й класс. Учителя и преподаватели проходят обучение на кафедрах МГУ и МГПУ. Непрерывно идет обмен опытом с итальянскими коллегами. «Очень отрадно, что основной целью проекта является распространение русского языка в Италии. Стоит отметить, что школы и вузы Италии активно поддержали данную инициативу и ввели в программу образовательных учреждений русский язык как предмет, – отметила Лариса Тутова. – С итальянской стороны движение возглавляет также национальный лицей «Паоло Дьяконо» города Чивидале дель Фриули, где изучается русский язык. Русский язык преподается как обязательный предмет в 62 школах».В ходе встречи представители российской и итальянской сторон, в числе которых политики, бизнесмены, представители консульства Италии в Москве, а также директора школ, обсудили пути расширения сотрудничества в рамках совместных культурно-образовательных мероприятий на государственном уровне. В частности, речь шла об упрощении системы выдачи виз по образовательным проектам и об организации курсов повышения квалификации для учителей билингвальных школ и преподавателей вузов.Правительство РФ выделит более 660 млн рублей на обеспечение бесплатными учебниками школьников Новгородской области и Дагестана. Об этом заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства 15 ноября. «Эту тему мы обсуждали накануне 1 сентября, – напомнил Дмитрий Медведев. – В двух регионах были проблемы с бесплатными учебниками: в Новгородской области 97% потребности было обеспечено, то есть обеспеченность высокая, но неполная, а вот в Дагестане всего 58%. Я давал поручение решить этот вопрос». На выделяемые средства, по словам премьер-министра, планируется закупить 130 тысяч учебников для новгородских детей и более 2 млн – для ребят в Дагестане.В Минпросвещения России состоялось заседание оргкомитета по проведению национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс». По словам министра Ольги Васильевой, движение «Абилимпикс» за четыре года получило широкое развитие и поддержку в регионах. За это время в России проведено 211 региональных чемпионатов, более 13,5 тысячи школьников, студентов и специалистов в возрасте от 14 до 65 лет стали их участниками. IV национальный чемпионат, который стартует в Москве 20 ноября, станет самым массовым: в нем примут участие свыше 1400 человек из 83 субъектов РФ. Проведение конкурсов «Абилимпикс» стало эффективным инструментом профориентации людей с инвалидностью и их дальнейшего трудоустройства, считает Ольга Васильева. Заместитель министра Татьяна Синюгина в свою очередь отметила, что в этом году национальный чемпионат «Абилимпикс» пройдет отдельно для трех категорий – школьников, студентов и специалистов. А сам чемпионат станет в том числе и «площадкой социализации, обмена опытом для экспертов, педагогов и преподавателей». В рамках деловой программы чемпионата состоятся тренинги, направленные на расширение компетенций в сфере развития предпринимательства и самозанятости. Для специалистов в области инклюзивного профессионального образования и гостей чемпионата предусмотрено проведение Всероссийской научно-практической конференции «Профориентация инвалидов и людей с ОВЗ в России», форума переводчиков жестового языка, а также серии круглых столов.В Минпросвещения России побывала делегация директоров школ провинций Китайской Народной Республики. Встреча прошла с участием директора Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Минпросвещения РФ А.Емельянова и заместителя генерального директора Департамента педагогического образования Министерства образования КНР Хуан Вэя. Китайским коллегам рассказали о национальном проекте «Образование», разработанном по указу Президента РФ, и проектах Минпросвещения России, направленных на достижение поставленных целей: обновление федеральных государственных образовательных стандартов, создание новых школьных мест, обеспечение школ высокоскоростным Интернетом, ранняя профориентация детей, а также создание технопарков «Кванториум» в регионах.Китайская сторона отметила большой потенциал договоренностей, закрепленных в меморандуме о сотрудничестве в сферах дополнительного образования детей, организации отдыха детей и их оздоровления между Министерством просвещения РФ и Министерством образования КНР, подписанном 30 октября 2018 года в рамках 19‑го заседания Межправительственной Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству. По мнению китайской стороны, меморандум может стать основой для развития партнерских отношений между школами России и Китая.Рособрнадзором за неисполнение предписаний в установленный срок запрещен прием в Прикамский социальный институт, Сибирскую академию финансов и банковского дела, Северо-Кавказский Библейский Институт евангельских христиан-баптистов.
Комментарии