На заседании Президиума Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании прошла дискуссия о проблемах воспитания в школах и вузах. Глава Минпросвещения России Сергей Кравцов отметил, что важнейшая задача – выстраивание единого воспитательного пространства на всех уровнях образования, как на уроках, так и за их рамками. «Не только школа воспитывает, но и СМИ, Интернет, мы должны работать в координации со всеми структурами», – добавил министр. Летом будут подведены итоги реализации примерной программы организации воспитательной работы, которую апробируют 17 тысяч школ. А с 1 сентября все школы страны приступят к работе по апробированной программе. В октябре Министерство просвещения планирует провести первый Всероссийский форум классных руководителей, на который будут приглашены и кураторы по воспитательной работе в учреждениях СПО – техникумах и колледжах.
Глава Минобрнауки России Валерий Фальков согласился, что в высшей школе образование также необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с воспитанием. Он продемонстрировал уже подготовленные образовательные материалы для вузов, в частности, по сохранению исторической памяти. Так, по словам министра, во все университеты направлены материалы образовательного модуля «Без срока давности», разработанного в рамках одноименного проекта, посвященного Великой Отечественной войне.
Председатель Комиссии Совета законодателей по образованию и науке, председатель Законодательной Думы Томской области Оксана Козловская предложила официально ввести должность директора школьного музея, которой сегодня нет в квалификационном справочнике. Кроме того, она считает необходимым разработать федеральную программу софинансирования регионов в части обновления материально-технической базы учреждений дополнительного образования и детского отдыха.
Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин в ходе оперативного совещания с вице-премьерами обсудил организацию детского летнего отдыха. Как сообщила заместитель председателя правительства Татьяна Голикова, в прошлом году летней оздоровительной кампанией удалось охватить всего 891,5 тысячи детей. По оперативным данным из регионов, в 2021 году будут открыты 37,6 тысячи организаций детского отдыха и оздоровления. Общий объем финансирования, который запланирован субъектами РФ для проведения оздоровительной кампании, составляет 48,8 млрд рублей. Предполагается, что этим летом отдыхом будут охвачены 4,3 миллиона детей, их них почти 1,5 миллиона – дети, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Татьяна Голикова напомнила, что в этом году допустимая наполняемость детских лагерей увеличена до 75%, власти регионов могут принимать решения об открытии палаточных лагерей.
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко рассказал о том, как родителям планируется возвращать половину стоимости путевки в детский лагерь в соответствии с поручением президента. По его словам, будет использован действующий механизм программы стимулирования доступных внутренних туристических поездок. Предложения будут размещаться на официальном сайте программы «Туристический кешбэк» мирпутешествий.рф уже со второй половины мая. Родители смогут по безналичному расчету приобрести путевку в детский лагерь и получить 50% от ее стоимости через платежную систему «Мир». По предварительным расчетам, компенсацией воспользуются родители 357 тысяч детей. Из бюджета на эти цели будет выделено 5 млрд рублей.
В Минобрнауки России прошло заседание Совета по вопросам повышения доступности высшего образования для инвалидов. На встрече был представлен Долгосрочный план по внедрению инклюзивного высшего образования в РФ на период до 2030 года. Его основная задача – обеспечить ежегодный прирост студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузах не менее чем на 10%. При этом к 2030 году доля высших учебных заведений, где необходимые условия созданы, должна достигнуть 79,9%. План предусматривает более 35 мер и событий.
Также на заседании обсудили работу ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ), которые занимаются развитием инклюзивного образования. Сегодня в России действует 21 ресурсный центр, оказывающий помощь студентам в 590 вузах.
«Необходимо совершенствование деятельности РУМЦ. Требуется оценить наличие ресурсов в центрах, пересмотреть направления их работы. Должно быть выстроено эффективное взаимодействие между центрами, вузами и министерством», – отметил глава Минобрнауки Валерий Фальков.
В 2021 году ресурсные центры проведут обучение кураторов учебной и производственной практики взаимодействию с инвалидами. Также сеть РУМЦ разработает программы повышения квалификации с учетом компетентностных потребностей выпускников вузов с инвалидностью. Программы, призванные способствовать трудоустройству выпускников, будут размещены на платформе «Открытое образование» в формате онлайн-курсов.
Минобрнауки России в этом году проведет Всероссийский конкурс студенческих научных объединений. Лучшие коллективы начинающих исследователей смогут выиграть грант в размере до 5 млн рублей. Об этом сообщил глава ведомства Валерий Фальков в ходе встречи с победителями Международного студенческого научного форума «Ломоносов»-2021. По словам министра, конкурс будет объявлен в ближайшее время. Гранты могут быть потрачены на деятельность объединений: работу дискуссионных площадок, проведение научных конференций и поддержание академической мобильности. Также Минобрнауки России планирует реализовать программы наставничества для студенческих научных объединений. Наставниками станут члены советов молодых ученых и специалистов. По словам министра, инициатива поможет сформировать единую систему научных объединений молодежи в вузах.
Минобрнауки России совместно с автономной некоммерческой организацией «Национальные приоритеты» запустило новый инструмент профориентации для старшеклассников и студентов первых курсов – карьерный тест «Какой ты ученый?». Тест доступен на образовательной платформе «Наука.Территория героев».
Карьерный тест основан на методике ассоциативных рядов и состоит из двух частей. Первая позволяет определить наиболее подходящую конкретному участнику тестирования сферу науки. Например, может оказаться, что участник мыслит как Пафнутий Чебышев, то есть математик. Вторая часть позволяет выбрать научное направление, в котором молодой человек мог бы достичь успехов. Например, ему могут рекомендовать лабораторию современной гидродинамики при Институте теоретической физики имени Л.Д.Ландау, поскольку у него склонность к изучению процессов, протекающих в водных объектах планеты. Цель карьерного теста – популяризировать профессию ученого и рассказать широкой аудитории о новых возможностях, которые созданы в университетах и научных институтах России.
Минпросвещения России подвело итоги акции «Перемена с книгой», которая проводилась с 24 марта по 23 апреля и была приурочена к Всемирному дню книг и авторского права. За месяц в адрес оргкомитета поступило свыше пяти тысяч заявок из 75 регионов страны. Школьники рассказали, почему они выбрали для чтения ту или иную книгу, сделав публикацию в соцсетях «ВКонтакте», «Инстаграм» и TikTok и оставив заявку в специальном разделе сайта Минпросвещения России. По итогам акции, направленной на формирование интереса к чтению, десять участников отмечены дипломами, а трое из них стали призерами.
Первое место занял ученик школы №24 имени И.И.Вехова станицы Александрийской Георгиевского района Ставропольского края Марк Саломаха. Второе место у ребят из Баянгольской школы Закаменского района Бурятии. В своей публикации они рассказали, что создали в школе традицию под лозунгом: «Читай всегда! Читай везде!». Третье место досталось ученице школы №31 г.
Стерлитамака Республики Башкортостан Анастасии Моисеевой. Школьница запечатлела на видео момент чтения романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир».
Глава Минпросвещения России Сергей Кравцов встретился со школьниками – авторами концепции программы первой юношеской секции в рамках Петербургского международного экономического форума-2021. В работе секции примут участие 200 российских школьников, прошедших отбор в сообществе Всероссийского конкурса «Большая перемена», а также 100 школьников из Катара. Ребята в возрасте от 14 до 17 лет смогут представить на форуме собственные проекты профессионалам в сфере бизнеса, образования, науки и искусства.
Участники «Большой перемены» поделились с министром своим видением повестки дня юношеской секции. «Мы хотим сделать форум, на котором подростки смогут получить новые навыки и знания в различных сферах, представить свои проекты и в свою очередь рассказать, каким они видят будущее. Возможно, даже открыть новое видение вопросов экономики для уже состоявшихся взрослых профессионалов», – рассказала победитель «Большой перемены» Зинаида Гольман.
XXIV Петербургский международный экономический форум запланирован на 2‑5 июня 2021 года. Отбор участников на «ПМЭФ Юниор» пройдет в сообществе «Большая перемена» ВКонтакте. Школьники представят свои бизнес-стартапы и расскажут, почему именно они должны принять участие в юношеской секции форума. Экспертное жюри выберет наиболее интересные проекты, которые могут быть реализованы в ближайшем будущем.
Минпросвещения России и Рособрнадзор в связи с установлением нерабочих дней с 4 по 7 мая определили дополнительный срок проведения итогового сочинения (изложения) – 12 мая. В этот день его смогут написать одиннадцатиклассники, ранее получившие незачет, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) или не завершившие испытание по уважительным причинам. Еще один дополнительный срок для них – 19 мая 2021 года. Напомним, что большинство учеников уже написали эту работу 15 апреля.
Комментарии