Первая ступень на пути к офицерским погонам – суворовские и Нахимовское, военно-музыкальное училища и кадетские корпуса. Они – продолжатели и преемники славных традиций российских кадетских корпусов. В последнее десятилетие наша страна и ее армия вновь обратились к этому опыту.
В России кадетский корпус впервые основал генерал-фельдмаршал Миних в 1731-1732 гг. по предложению графа П.И. Ягужинского, который при прусском дворе детально изучил организацию тамошнего корпуса. К слову, кадетами (фр. – младший, несовершеннолетний) в дореволюционной Франции называли молодых дворян, определявшихся на военную службу, малолетних знатных фамилий до производства в первый офицерский чин. Затем в Пруссии так стали называть воспитанников специальных военных учебных заведений. Там в 1653 г. была учреждена первая кадетская школа, а в 1716 г. в Берлине сформирована рота кадет. Так возникли кадетские корпуса, сохранившиеся к 1913 г. в Германии, Японии, Черногории и России.
Указ от 29 июля 1731 г. повелел учредить в Санкт-Петербурге «корпус кадетов, состоящий из 200 человек шляхетских детей от 13 до 18 лет как российских, так и эстляндских и лифляндских провинций, которых обучать Арифметике, Геометрии, Рисованию, Фортификации, инженерному действию, на лошадях ездить и прочим к воинскому искусству потребным наукам…»
Занятия в корпусе начались 14 июня 1732 г. В 1743 г. он после открытия Морского корпуса был переименован в Сухопутный шляхетский кадетский, а к 1913 г. – в 1-й Санкт-Петербургский кадетский корпус. При Екатерине II был основан артиллерийский и инженерный кадетский корпус.
Общее направление воспитания основывалось «на любви к Богу, на сыновней преданности России, бескорыстной любви к Отечеству, на душевном сознании семейного долга».
В кадетских корпусах преподавали Закон Божий, русский язык с церковно-славянской и русской словесностью, французский и немецкий (в некоторых – английский) языки, математику (арифметика, алгебра, геометрия, приложение алгебры к геометрическим проекциям, тригонометрия и начала анализа), начальные сведения по естественной истории, физику, космографию (астрономию), химию, географию, историю, законоведение, чистописание, рисование и черчение. Внеклассными занятиями были строевое обучение и физические упражнения: гимнастика и подвижные игры, фехтование, плавание, танцы, пение, музыка и ручной труд.
К 1917 г. в России было 29 кадетских корпусов (кроме Морского и Пажеского). Общее число кадет превышало 10 тысяч. После февральской революции кадетские корпуса были переименованы в гимназии военного ведомства, а в 1918 г. в связи с ликвидацией царской армии закрыты. Часть кадетских корпусов эвакуировалась и некоторое время продолжала работу за рубежом (Югославия, Германия, Китай, Франция).
В истории России – имена наиболее известных кадет XVIII – начала XX веков, прославленных полководцев, офицеров и генералов, немало сделавших для приумножения воинской славы, оставивших след в отечественной науке и культуре. И ныне наша национальная гордость – генерал-фельдмаршалы М. Кутузов и П. Румянцев, герои Отечественной (1812 г.) и других войн, георгиевские кавалеры, многие другие славные сыны России.
К опыту кадетских корпусов страна обратилась в огненном 1943-м, ставшем годом рождения суворовских военных училищ, созданных по постановлению Совнаркома и ЦК ВКП(б). Наркомат обороны должен был сформировать 9 училищ. В 1944 г. Государственный комитет обороны принял решение открыть еще 6. Для детей пограничников были созданы Ташкентское и Кутаисское СВУ, для сыновей моряков – нахимовские военно-морские училища (Тбилисское, Рижское и Ленинградское). Всего в системе Наркомата обороны их действовало 17. СВУ были созданы и в системе Наркомата внутренних дел.
Почти 80 % воспитанников первого набора – дети погибших воинов. Так в Калининском СВУ из 500 человек 236 – были дети погибших на фронте генералов, офицеров, сержантов, 165 – сыновья сражающихся воинов, 19 – дети инвалидов войны, 13 -партийных и советских работников, 67 – рабочих и служащих (в том числе 29 сирот).
К 1956 г. сиротский принцип комплектования училищ изжил себя, и в них стали принимать способных к военной службе мальчиков 11 лет после 4-го класса. Срок обучения оставался 7 лет.
С 1960 г. часть СВУ расформировали, а с 1963 г. в них стали принимать юношей 15-16 лет, окончивших 8 классов на срок обучения – 3 года. В 1969 г. его уменьшили до двух лет, с начала 90-х гг. – вернулись к трехлетнему.
Сегодня общеобразовательные учреждения системы довузовской военной подготовки существует не только в Минобороны, но и в других министерствах и ведомствах, где предусмотрена военная служба.
В 1995 г. Президент России, учитывая важность подготовки подрастающего поколения к государственной и военной службе, подписал распоряжение № 155-р о расширении сети общеобразовательных учреждений с довузовской военной подготовкой. В соответствии с ним открыты кадетские корпуса. Ряд из них создан по инициативе глав субъектов Федерации – президента Республики Северная Осетия-Алания, губернаторов Омской и Кемеровской областей, а также мэров Санкт-Петербурга и Тольятти.
С 1994 г. Минобороны целенаправленно готовит воспитанников по дополнительным образовательным программам, предусматривающим раннюю профессиональную ориентацию по профилю конкретного вида, рода войск Вооруженных Сил. Как показывает опыт, это значительно повышает качество их подготовки для успешного обучения в военных вузах.
Не все выпускники суворовских училищ и кадетских корпусов идут в вузы Минобороны. Их можно встретить и в вузах ФСБ, ФАПСИ, МВД, Погранслужбы и Железнодорожных войск, у которых есть свои кадетские корпуса. Часть выпускников идут в гражданские вузы. Большая часть выпускников успешно выполняют обязанности младших командиров курсантских подразделений, они значительно реже, чем курсанты из гражданской молодежи отчисляются из военных вузов. Это подтверждает эффективность ранней профессиональной ориентации в училищах и кадетских корпусах. Число желающих поступить в них увеличивается из года в год.
Суворовские военные училища гордятся своими выпускниками – Героями Советского Союза и России. Их выпускники были в первых рядах тех, кто усмирял 4-й энергоблок Чернобыльской АЭС, воевал в Афганистане, вел подчиненных на ратный подвиг на кавказской земле. Воспитанники Нахимовского военно-морского училища были в экипаже атомного подводного крейсера К-141 «Курск». А после его гибели, потрясшей страну, выразили твердое желание пойти по стопам своих погибших отцов-подводников в строю Нахимовского ВМУ их сыновья: капитана 2 ранга В. Исаенко – Сергей, капитана 3 ранга М. Байгарина – Игорь, мичмана С. Власова – Георгий.
Время показало, что система суворовских военных училищ и кадетских корпусов как первоначальный этап военной подготовки будущих офицерских кадров полностью себя оправдала. Она формирует у воспитанников патриотические качества, преданность долгу защитника Отечества, дает разносторонние знания и морально-психологическую закалку для успешной учебы в военных вузах, качества и офицерской службы.
Комментарии