В России множество реформ, редкая отрасль не претерпела какие-либо изменения. Это касается финансовой сферы, образования, медицины, вооруженных сил, органов государственной власти. В результате реформирования армии высвободилось большое число военнослужащих. Более 85% увольняемых офицеров – в возрасте до 45 лет, абсолютное большинство имеют высшее образование, опыт управленческой деятельности и воспитательной работы с личным составом. Немалую роль при этом играет знание современной техники и технологий.
В соответствии с ведомственной целевой программой Министерства обороны РФ «О реализации социальных гарантий военнослужащих, увольняемых с военной службы, на 2009-2011 годы» Правительство Москвы реализует план первоочередных мероприятий о дополнительных мерах по социально-трудовой адаптации, подготовке и переподготовке военнослужащих, увольняемых с военной службы.В Москве сегодня примерно 615 тысяч уволенных в запас военнослужащих и членов их семей. Из них в системе начального и среднего профессионального образования города Москвы работают 181 педагог-организатор ОБЖ и 147 педагогов дополнительного образования. Это 269 офицеров запаса, причем 109 имеют высшее военное образование.Сотрудники лаборатории психологии и воспитания НИИРПО Роман Кузнецов и Виктория Косогова в рамках научно-исследовательской работы изучают опыт профессиональной адаптации уволенных в запас военнослужащих в учреждениях среднего профессионального образования Москвы. Их интересуют те офицеры, которые успешно работают в столичных колледжах.Заместитель директора педагогического колледжа №18 «Митино» по обеспечению безопасности и преподаватель-организатор ОБЖ, Владимир Смирнов считает своей большой жизненной удачей то, что, прослужив в Вооруженных силах СССР и России более 30 лет и уволившись в звании полковника, он в 2006 году пришел работать в этот педагогический колледж. Кредо руководителя колледжа Татьяны Сергеевой и всего педагогического коллектива – стремиться участвовать и по возможности быть в призерах всех конкурсов. Начало работы Владимира Смирнова в колледже удачно совпало с участием в конкурсе среди учреждений среднего профессионального образования по охране труда. В связи с тем что охрана труда – одно из важных направлений комплексной безопасности, Владимиру Смирнову было поручено подготовить презентацию колледжа для представления комиссии Департамента образования. В процессе подготовки к конкурсу почти физически ощущалось, как включение педагогов колледжа в решение важной задачи сплачивает всех профессионально и духовно. Безопасность труда и учебы становилась для Владимира Смирнова не только обязанностью, но и потребностью. В колледже появилась крылатая фраза, обозначающая достигнутый уровень пожарной безопасности: «В подвалах нашего колледжа так чисто, что можно танцевать!» В 2007 году колледж занял призовое место и был выдвинут на городской конкурс, где стал вторым среди образовательных учреждений Москвы. Участие студентов-допризывников колледжа под руководством Владимира Смирнова в различных конкурсах 2008 и 2009 годов способствовало формированию и совершенствованию материально-технической и учебно-методической базы предмета ОБЖ (БЖД).У колледжа всегда были замечательные партнерские отношения с управой района Митино. Педагогический колледж №18 – единственное образовательное учреждение СПО в районе. Педагоги колледжа принимают участие во всех акциях воспитательно-образовательной направленности, проходящих в районе. Поэтому не случайно руководство района обратилось с предложением создать в колледже на паритетной основе кабинет ОБЖ с перспективой его участия в конкурсе.К концу ноября 2008 года при участии Владимира Смирнова кабинет ОБЖ был оснащен необходимым оборудованием: сделаны 8 стендов по тематике ГОЧС с привязкой их к реальной обстановке района, в кабинете установлена мультимедийная система (интерактивная доска, ноутбук, проектор). Во всю длину на одной из стен смонтированы встроенные шкафы, в них размещено учебное оборудование – прибор химической разведки ВПХР, рентгенометр ДП-5А, радиометр, противогазы и респираторы различных марок, образцы средств связи на случай ЧС, материалы для оказания первой медицинской помощи, общевойсковые защитные костюмы (ОЗК), легкий защитный костюм (Л-1), макеты автомата Калашникова, тренажер для обучения реанимации «Максим», учебная литература и др. Длинный стеллаж вдоль одной из стен позволяет делать выставки литературы по изучаемой тематике, размещать материалы, посвященные дням воинской славы. В колледже есть 4 интерактивные доски, и одна из них – в кабинете ОБЖ. По всем темам предметов ОБЖ и БЖД подготовлены материалы с использованием информационных технологий.В конце 2008 года на конкурсе Северо-Западного округа кабинет занял первое место, а затем, уже в масштабах города Москвы, – второе. Колледж был награжден дипломом «За лучший кабинет ОБЖ» за подписью начальника Главного управления МЧС по городу Москве. В этот же период о работе кабинета дважды рассказал телевизионный канал СЗАО «Доверие», окружная газета.Студенческий актив кабинета ОБЖ принимает активное участие в соревнованиях по военно-прикладным видам спорта и конкурсах по ОБЖ, организуемых ЦФВПГВ СПО. Это позволило колледжу получить в качестве поощрения дополнительное оборудование – макет автомата Калашникова, две пневматические винтовки, три комплекта ОЗК.В конце 2009 и начале 2010 года колледж принял участие в конкурсе среди ГОУ СПО по подготовке студентов к военной службе. В этот период силами студенческого актива был оборудован тир для стрельбы из пневматического оружия. По результатам конкурса колледж награжден дипломом «За лучшую подготовку допризывной молодежи» и тремя пневматическими пистолетами, а организаторы – грамотами военного комиссариата города Москвы.Совершенство и притягательность оснащения кабинета позволили ему стать одним из центров учебно-методической работы не только колледжа и района Митино, но даже и СЗАО. На базе колледжа проводят занятия по гражданской обороне и охране труда представители МЧС округа и района Митино. В кабинете ОБЖ проводят методические занятия с преподавателями ОБЖ учреждений СПО Москвы, тут провели заседание городского методического объединения с заместителями директоров педагогических колледжей Москвы, посвященное использованию информационных технологий в учебном процессе. Кабинет включен в маршрут обязательного показа для посетителей в дни открытых дверей и в дни проведения собраний с родителями студентов.Владимир Смирнов – в постоянном поиске путей выхода на новый, более высокий уровень развития профессионализма, учебно-материальной базы. Много планов у Владимира Смирнова по военно-патриотическому клубу «Митино», который под его руководством был создан в 2010 году.Кабинет ОБЖ стал штабом для студентов – членов клуба, местом постоянного общения и подготовки к различным городским и окружным мероприятиям. В текущем году студенты и педагогический коллектив колледжа включились в конкурс под названием «Учебный кабинет – показатель профессиональной компетенции преподавателя».Александр Задеба после увольнения в 2007 году из Российской армии с должности старшего преподавателя одной из кафедр Военной академии имени Петра Великого пришел на работу в экономико-технологический колледж №22. За годы армейской службы Александр прошел славный путь от курсанта до полковника, кандидата технических наук, доцента. Тема диссертации, которую он защитил в 1994 году, – «Проблемы защиты информации в автоматизированных системах управления от несанкционированного доступа», она актуальна и сегодня. В колледже Александр Анатольевич возглавил лабораторию информатики и вычислительной техники. На его плечи легли заботы о решении проблемы организации информационно-технического обеспечения учебного процесса, создания локальных сетей, разработки специального программного обеспечения, обслуживания вычислительной техники.С большим энтузиазмом Александр Анатольевич взялся за решение этих серьезных и новых по тому времени для системы профобразования проблем. Здесь пригодились его блестящая техническая подготовка, глубокие теоретические знания, организаторские способности, умение правильно выстраивать взаимоотношения в трудовом коллективе.За последние годы в колледже удалось создать современные компьютерные классы, наладить работу нескольких внутренних локальных сетей, организовать информационно-техническое обеспечение образовательного процесса и деятельности администрации. Все эти достижения тем или иным образом связаны с его каждодневной и кропотливой работой.Имея богатый педагогический опыт, Александр Задеба не мог остаться в стороне от участия в образовательном процессе и стал преподавать информатику и математику студентам колледжа. При его непосредственном участии были разработаны и внедрены новые формы и методы обучения по этим предметам, что в конечном итоге позволило повысить качество учебного процесса. Результатом этих новаций стали призовые места, которые студенты колледжа неоднократно занимали в городских конкурсах и олимпиадах по информатике.После своего юбилея (в феврале 2011 года ему исполнилось 55 лет) Александр Анатольевич по-прежнему полон творческих сил и энергии, он щедро делится со студентами колледжа своими знаниями и богатым жизненным опытом, принимает активное участие в военно-патриотическом воспитании молодежи.Практический опыт работы Александра Задебы в учреждении СПО подтверждает реальность возможности полной профессиональной адаптации офицера после увольнения из армии, а также позволяет сделать вывод о необходимости более широкого привлечения офицеров запаса для работы в системе профобразования.По твердому убеждению заместителя директора железнодорожного колледжа №52 по учебно-воспитательной работе Юрия Ноженко, воспитание достойного гражданина России без целенаправленной работы по развитию и повышению эффективности системы патриотического воспитания на основе интеграции опыта прошлого и использования инновационных подходов к формированию личности гражданина-патриота невозможно. И это действительно так, потому что железная дорога – отрасль, где дисциплина, высокие моральные и деловые качества, квалифицированный труд, ответственность за порученное дело – суть каждого, кто собирается здесь работать. Понятие дисциплины и высочайшей ответственности для Юрия Петровича не просто слова, а смысл жизни. Сын учительницы и офицера-артиллериста, Юрий Петрович сознательно связал свою жизнь с Вооруженными силами России. Начав военную службу в мае 1975 года рядовым Туркестанского военного округа и прослужив в войсках 31 год в календарном и более 38 лет в льготном исчислении, Юрий Петрович закончил службу заместителем начальника управления Командования железнодорожных войск в воинском звании полковника.Всего за период прохождения военной службы Юрий Ноженко был награжден двумя орденами и двадцатью правительственными и ведомственными медалями, удостоен высоких званий: «Заслуженный строитель России», «Заслуженный работник культуры Республики Хакасия».В 2007 году Юрий Петрович пришел на работу в железнодорожный колледж №52, где был назначен на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе. С октября 2007 года по март 2008 года он успешно прошел обучение в Российском новом университете по программе «Методика и содержание воспитательной работы в образовательном учреждении профессионального образования». Сегодня Юрий Петрович, идя в ногу со временем, использует в своей повседневной деятельности современные методы обучения и воспитания, он автор научно-образовательной программы «Выработка и внедрение новых комплексных программ, форм и методов работы по гражданскому, патриотическому и нравственному воспитанию обучающихся и студентов железнодорожного колледжа №52» в рамках выполнения комплексной целевой среднесрочной программы Правительства Москвы «Патриотическое воспитание молодежи города Москвы», а также шести программ, связанных с воспитанием, профилактической работой, психологическим сопровождением и поддержкой обучающихся и студентов колледжа.Юрий Петрович – уважаемый и отзывчивый педагог, имеющий свой подход к каждому студенту, способный помочь в трудную минуту словом и делом малообеспеченным учащимся, оказать действенную психологическую помощь и поддержку трудным подросткам. При его личном участии студенты поддерживают связь с ветеранами Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Героями Социалистического Труда и ветеранами педагогического труда колледжа и проявляют постоянную заботу о них. Огромное место в работе Юрия Петровича по патриотическому воспитанию студентов отводится деятельности музея боевой и трудовой славы железнодорожного колледжа №52, занявшего в 2007-2008 гг. первое место среди колледжей города Москвы, а в 2010 году удостоенного второго места во Всероссийском конкурсе музеев учреждений среднего профессионального образования.Опыт работы Юрия Петровича по вопросам военно-патриотического и гражданского воспитания студентов колледжа постоянно освещается на страницах многих центральных, ведомственных газет и журналов. Совместно с видеостудией Железнодорожных войск и видеоклубом железнодорожного колледжа №52 «Локомотив» он ведет работу по пополнению фильмотеки колледжа документальными кинолентами о повседневной учебной и воспитательной жизнедеятельности студентов и педагогического коллектива колледжа, боевых и трудовых традициях, выпускниках колледжа, выполнявших боевые задачи в ходе контртеррористической операции на территории Северного Кавказа и награжденных правительственными орденами и медалями. Сегодня уже создано свыше 50 видеофильмов и видеороликов, широко используемых преподавателями и мастерами производственного обучения в учебном и воспитательном процессе.Юрий Петрович, как гражданин и патриот России, имеющий за плечами большой жизненный опыт, очень любит свою профессию и убежден в том, что в учреждениях СПО необходимо воспитывать не только профессионала, но в первую очередь патриота и гражданина – защитника Отечества. Даже если способности у будущего специалиста средние, он благодаря усердию, трудолюбию может освоить свою будущую профессию, стать достойным продолжателем славных традиций железнодорожной отрасли и железнодорожного колледжа №52, который 21 января 2011 года отметил свой 90-летний юбилей.
Комментарии